944. В приведенных ниже предложениях выделите сравнения и эпитеты. Укажите, чем они выражены (словом, словосочетанием, предложением). Какие еше художественные приемы вы выявили? Выпишите сначала сравнения, потом эпитеты.
1. Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою и дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю. (Ф. Т.) 2. Посмотри <...> неустанно машины снуют по дорогам, будто смуглые пальцы по струнам домбры. (Сав.) 3. Белая береза под моим окном принакрыласъ снегом, точно серебром. (Ес.) 4. Жизнь научила меня дорожить каждым днем, словно маленьким годом. (Тат.) 5. С самого утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром; она разливается кротким румянцем. (Т.) 6. Шире, грудь, распахнись для приятия чувств весенних — минутных гостей! (Б.) 7. За днями серыми и темными ночами настала светлая прощальная пора. Спокойно дремлет день над тихими полями, и веют прелестью раздумья вечера. (Б.) 8. О красном вечере задумалась дорога, кусты рябин гуманней глубины. Изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины. (Ес.) 9. Каждый цветок есть изваянный стих. (Бальм.) 10. Затянут мглой свинцовый небосвод. (Бальм.)
945. Прочитайте выразительно стихотворения и укажите их изобразительно-выразительные средства. Выпишите известные вам выразительные средства и назовите их.
I. Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
(М. Лермонтов)
II. Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
(А. Фет)
946. Найдите в литературных произведениях стилистические фигуры, основанные на включении в предложение однородных членов.
947. В приведенных фрагментах найдите примеры риторического обращения, риторического вопроса, многосоюзия и бессоюзия.
1. Цветы, любовь, деревья, праздность, воля! Я предан вам душой. (П.) 2. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Г.) 3. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (П.) 4. И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды, и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы... (П.) 5. Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон... (П.)
948. Прочитайте предложения, укажите известные вам стилистические фигуры. Спишите, обозначьте орфограммы и пунктограммы.
1. Распахни мне объятья твои, густолистый развесистый лес, чтоб и лицо и в горячую грудь хлынул вздох твой горячей студеной волной, чтоб и мне было сладко вздохнуть, дай устами и взором прильнуть у корней мне к воде ключевой. (Ф.) 2. Как медленна ты, русская природа! Вода струится с медленностью меда... (Евт.) 3. Любимое — всегда красиво, но что такое красота? Склоненная над водою ива? Резьба кленового листа? Рябинка хрупкая, как нежность? Глаза пугливой кабарги? Гор затаенная мятежность? Величие седой тайги? Или раскованность разлива? Иль светлая печаль берез? Не знаю! Для меня красиво все то, что дорого до слез... Любовь, как солнце, созидает и утверждает красоту! (Тат.) 4. Если пасмурен день, если ночь не светла, если вьюга свирепо бушует — на душе воцаряется мгла, ум, бездействуя, вяло тоскует. (Н.) 5. Кто видел край, где роскошью природы оживлены дубравы и луга, где весело шумят и блещут воды и мирные ласкают берега, где на холмы под лавровые своды не смеют лечь угрюмые снега. (П.)
949. В приведенных фрагментах найдите стилистические фигуры. Назовите их. Спишите предложения, объясните знаки препинания.
1. Коль любить, так без рассудку, коль грозить, так не на шутку, коль ругнуть, так сгоряча, коль рубнуть, так уж сплеча! (А. К. Т.) 2. Она свежа, как вешний цвет, взлелеянный в тени дубровной. Как тополь киевских высот, она стройна... (П.) 3. Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой. (П.) 4. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (Ч.)
950. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к текстам каких функциональных стилей они принадлежат: а) научному; б) художественному; в) официально-деловому; г) публицистическому; д) разговорному. Значения незнакомых слов ищите в толковых словарях.
I. Уже древнегреческие мыслители видели, что помимо общего в том масштабе, в котором его постигают «частные науки» (аристотелевский термин), есть общее и большего масштаба, а именно — в отдельности для каждой из трех основных областей действительности: природы, человеческого общества, сознания (познания). Но существует и всеобщее, которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа «необходимость», «случайность», «причинность», «связь», «время» и т.п. Таким образом, структурное поле общего включает в себя конкретно-общее (компетенция отдельных наук), наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).
II. Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, — с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля.
III. Можно ли давать урок, если мет классной комнаты? Подготовиться к экзамену, если нет книг в библиотеке? Входит ли вдыхание меловой пыли, отсутствие возможности вовремя перекусить, многочасовое пребывание в холодных и недостаточно освещенных аудиториях составной частью в процесс получения образования? Может ли быть такое образование современным и качественным?
IV. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе, при отсутствии признаков измены Родине или шпионажа, наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
V. — Вы его не хватайте, — посоветовал Потап, — он дерется. Вы его вдарьте сразу. Не бойтесь, я пособлю. Момент... Господа студенты, сейчас он у нас в ножках валяться будет...
— Михаил Иваныч, — сказал городовой, — а я вас и не признал-с...
— Уморили, — глупо сказал Потап. — А я думаю: дай-ка я их пугну-с...
— Ну, будя, — сказал Шипов. — Много чести. А чего это у нас никто не пьет, не ест? Ай случилось чего?
951. Прочитайте предложения. Укажите выразительные средства художественной речи. Спишите, подчеркивая тропы и указывая орфограммы и пунктограммы.
1. А снег — что битое стекло: он раняще колюч, летит, как насыпь с горных круч, а ведь он добрым быть хотел. (Тат.) 2. За мглой ветвей синеют небосводы, как дымкою подернуты слегка, и, как мечты почиющей природы, волнистые проходят облака. (Ф.) 3. В саду листки берез, без шороха срываясь, средь тонких паутин, как бабочки, блестят. И слабо по ветвям цепляясь и качаясь, на блеклую траву беспомощно летят. (Б.)
952. Найдите примеры стилистических фигур в художественных произведениях, которые вы изучаете на уроках литературы.
953. В приведенных отрывках найдите внесенные авторами исправления. Курсивом обозначен исправленный вариант. Объясните, почему автор выбрал именно такой вариант.
1. Всех лучше оценить умеешь ты свой труд// Всех строже оценить умеешь ты свой труд. (П.) 2. Когда его лицо обращалось к Фоме — Фома видел тонкие губы, что-то шептавшие, острый нос, опустившийся к редким усикам, и эти усики, прыгавшие вверх каждый раз, когда человек улыбался// Когда его лицо обращалось к Фоме — Фома видел тонкие губы, что-то шептавшие, острый нос, редкие усики. Эти усики прыгали вверх каждый раз, когда человек улыбался. (М. Г.) 3. На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, охватывавшее всю его душу и немного очищавшее ее от житейской скверны// На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. (М. Г.)
954. Отметьте в приведенном отрывке из повести А. П. Чехова «Степь», при помощи каких языковых средств автор достигает художественной выразительности в описании грозы. Выпишите слова, в которых пропущены буквы, вставьте нужную букву и объясните свой выбор.
Налево, как будто кто-то чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, ф..сфорическая полоска и потухла. П..слышалось, как где- то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо.
Между далью и правым горизонтом м..гнула молния, и так ярко, что осветила часть стены и место, где ясное небо гр..ничило с чернотой. Страшная туча надв..галась не спеша, сплошной ма(с,сс)ой; на ее краю висели черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборва(н,нн)ый, разлохмаче(н,нн)ый вид тучи пр..давал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явстве(н,нн)о и не глухо проворчал гром. Егорушка перекр..стился и стал быстро надевать пальто.
Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожу; встрепенувшись, рогожа рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. Ветер со свистом пронесся по степи, бе..порядоч..но закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно н.. грома, н.. скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой обл..ка пыли и запах дождя и мокрой земли. Лу(н,нн)ый свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо; вероятно, около самой черной тучи летели перекати-поле, и как, должно быть, им было страшно! Но сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний.
Загремел сердито гром, покатился по небу справ.. налев.., потом назад и замер около передних подвод...