menu
person


ГДЗ по русскому языку Герасименко § 188. Научный стиль речи с ответами



894. Сравните тексты из учебников по физике, литературе, биологии и истории. Укажите приметы научного стиля речи и отметьте, чем отличается научный текст по физике от текста по литературе, а текст по биологии от исторического.

Научные тексты из разных областей знаний обладают определёнными приметами, характерными для научного стиля: они обычно точные, логичные, объективные, используют специализированную терминологию и основываются на фактических данных. Текст по физике акцентирует внимание на количественных измерениях, формулах и законах природы, в то время как текст по литературе сосредоточен на анализе художественных произведений, эмоциях и интерпретации смыслов. В научном тексте по биологии основное внимание уделяется описанию живых организмов, их функций и взаимодействий, а в историческом тексте акцент сделан на хронологии событий, их анализе и влиянии на общество, где также важна контекстуальная информация.

895. Найдите в ваших учебниках по два термина разных наук: математики, физики, истории, литературы, русского языка, биологии, географии. Укажите значение каждого термина и область науки, в которой он употребляется, составьте с ними предложения.

Физика:

Энергия — способность выполнять работу. Пример: Энергия в замкнутой системе сохраняется.

Сила — воздействие на тело, вызывающее изменение его состояния. Пример: Сила тяжести действует на все объекты на Земле.

История:

Цивилизация — высокоразованное общество с развитой культурой и государственными институтами. Пример: Древняя Римская цивилизация оставила значительное наследие.

Революция — резкое изменение политической, социальной или экономической системы. Пример: Французская революция 1789 года кардинально изменила общественный строй.

Биология:

Клетка — основная структурная и функциональная единица живых организмов. Пример: Каждая клетка в организме выполняет определённые функции.

Ген — участок молекулы ДНК, отвечающий за передачу определённого признака. Пример: Генетическая информация передаётся от родителей к потомству.

Литература:

Сюжет — последовательность событий в произведении. Пример: Сюжет романа увлекает читателя от первой до последней страницы.

Метапора — образное выражение, основанное на переносе значений. Пример: В поэзии метафора часто используется для создания ярких образов.

896. Вспомните 10 специальных слов, относящихся к вашей будущей профессии, объясните их значения, составьте с ними предложения и запишите их.

Диагноз — определение болезни. Пример: Врач поставил диагноз после анализа симптомов.

Терапия — лечение заболеваний. Пример: Терапия включала применение антибиотиков.

Профилактика — меры по предупреждению заболеваний. Пример: Профилактика гриппа включает вакцинацию.

Реабилитация — восстановление здоровья после болезни или операции. Пример: Реабилитация пациента проходила под наблюдением специалистов.

Симптом — признак заболевания. Пример: Симптомы простуды включают кашель и насморк.

Анамнез — история болезни пациента. Пример: Врач собрал анамнез, чтобы лучше понять состояние здоровья пациента.

Хирургия — раздел медицины, занимающийся операциями. Пример: Хирургия требует высокой квалификации и опыта.

Лаборатория — место, где проводятся научные исследования. Пример: В лаборатории анализировали образцы крови.

Фармакология — наука о лекарствах. Пример: Фармакология изучает воздействие препаратов на организм.

Иммунитет — способность организма защищаться от болезней. Пример: Иммунитет развивается после вакцинации.

897. Прочтите тексты. К какому стилю речи вы их отнесете? Почему? Как называется этот жанр? Отметьте характерные черты жанра.

I. Мы живем в мире кристаллов, и даже наше тело отчасти состоит из них, но не из обычных, а так называемых жидких кристаллов...

Кристаллы называют «цветами земли» не столько за необычайную внешнюю красоту, сколько за красоту скрытую — прекрасную гармонию геометрически точных построений. Высокий порядок расположения и строгая периодичность повторения одних и тех же частиц — главный признак кристалла. Тогда что же такое «жидкие кристаллы»? Ведь в жидкостях и газах не существует строго упорядоченного расположения частиц, главный их признак — полная одинаковость свойств. Жидкие кристаллы — своеобразное промежуточное состояние вещества, они текучи, как вода, образуют капли, но имеют упорядоченную структуру и неодинаковые но разным направлениям физические свойства.

(По Г.Я. Солганику)

II. Пыли в космосе больше, чем считалось прежде. Известное явление зодиакального света (свечение ночного неба в плоскости созвездий Зодиака), как установили недавно, — отражение света от частиц космической пыли.

Альбедо — красивое слово, похоже на название испанского города. Однако такого города на карте нет. По-русски альбедо значит «белизна». Это не простое слово, а серьезный научный термин, обозначающий отношение количества света, отраженного участком поверхности во всех направлениях, к количеству света, падающего на этот участок.

Каждый на глаз отличит дерево от металла, стекло от камня, алюминий от меди. Пользуясь такими свойствами вещества, как цвет, яркость, прозрачность, блеск, человек может определить, из чего сделан данный предмет.

(По Г.Я. Солганику)

Оба текста относятся к научному стилю речи. Это определяется тем, что в них используются термины, свойственные научному изложению (например, «жидкие кристаллы», «альбедо»), приводятся объяснения явлений с опорой на научные факты и данные. Главная цель этих текстов — передача информации и объяснение научных понятий.

Жанр данных текстов — научно-популярная статья. Основные черты жанра включают объяснение сложных научных явлений простым языком для широкой аудитории, использование терминологии, но с пояснениями, а также стремление заинтересовать читателя научными фактами.

Характерными чертами жанра являются:

доступное объяснение сложных научных понятий;
использование сравнений для облегчения понимания («альбедо похоже на название испанского города»);
стремление вызвать интерес к научной теме через необычные факты или описания («жидкие кристаллы — своеобразное промежуточное состояние вещества»).

898. Ознакомьтесь с правилами составления конспекта и составьте конспект указанной учителем статьи учебника.

Аннотация — краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации — дать ответ на вопрос, о чем говорится в статье, книге, т.е. дать общее представление о статье или книге. В аннотации находят отражение:

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи (книги). Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения: статья посвящена актуальной, спорной, важной теме, вопросу, проблеме.

3. Проблематика. Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в статье. Используются следующие выражения: в статье анализируются (освещаются, описываются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы; дается анализ (характеристика, описание); приводятся результаты; излагается теория (история, методика, проблема); исследуется вопрос (проблема, процесс, зависимость, свойства).

4. Адресат. Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения: статья предназначена для специалистов в области; представляет интерес для (широкого круга читателей, учащихся средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений, студентов вузов, аспирантов, учителей) и т.п.

899. Образец аннотации содержится практически в любой книге. Ознакомьтесь со структурой аннотации и составьте свой вариант аннотации статьи, указанной учителем.

Реферат — это краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата — ответ на вопрос о том, что нового и существенного говорится в статье (книге). Реферат может быть составлен по одному источнику (реферат-резюме) или по нескольким (реферат-обзор).

900. Ознакомьтесь с принципами составления реферата-резюме и напишите реферат по предложенной учителем теме, книге или статье.

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема. Указывается общая тема источника, при этом используются следующие выражения: посвящена теме (вопросу, проблеме).

3. Композиция, Указывается, сколько структурных частей, какие. При этом используются следующие выражения: состоит из (включает в себя, содержит) разделов (частей, глав).

4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения: во введении указывается (отмечается), что; в первой главе (части) автор отмечает (указывает, делает вывод), что; вторая глава (часть, раздел) посвящена (содержит), по мнению автора; в третьей главе; в заключении указывается (отмечается, автор приходит к выводу о том), что и т. п.

5. Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие рисунков, таблиц, схем. Используются выражения типа: свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы и т.д.

6. Оценка сделанных автором статьи (книги) выводов, собственные аргументированные выводы об анализируемой проблеме.

901. В приведенных ниже предложениях найдите лишние слова и выражения, устраните многословие и исправьте ошибки. Определите отрасль науки и жанр научной речи, в котором могли бы быть использованы приведенные фрагменты.

1. Метод фотоупругости является весьма эффективным при исследовании динамического напряженного состояния строительных конструкций. 2. Предлагаемая вниманию читателей книга содержит перевод первого тома отредактированных лекций по наиболее актуальным вопросам современной квантовой химии. 3. Когда мы систематизируем химические вещества, тогда химический подход будет совершенно правилен, но когда мы систематизируем структурные типы, то от химического принципа следует совершенно отказаться. 4. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении исчезающих природных ландшафтов.

Метод фотоупругости является весьма эффективным при исследовании динамического напряженного состояния строительных конструкций. Исправление: Метод фотоупругости эффективен при исследовании динамического напряженного состояния строительных конструкций. Лишние слова: «является весьма». Многословие устранено.

Предлагаемая вниманию читателей книга содержит перевод первого тома отредактированных лекций по наиболее актуальным вопросам современной квантовой химии. Исправление: Книга содержит перевод первого тома лекций по актуальным вопросам квантовой химии. Лишние слова: «предлагаемая вниманию», «отредактированных». Упрощён синтаксис.

Когда мы систематизируем химические вещества, тогда химический подход будет совершенно правилен, но когда мы систематизируем структурные типы, то от химического принципа следует совершенно отказаться. Исправление: При систематизации химических веществ химический подход оправдан, но при систематизации структурных типов от него следует отказаться. Лишние слова: «когда мы», «тогда», «совершенно». Устранено избыточное дублирование и улучшена чёткость.

Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении исчезающих природных ландшафтов. Исправление: Исследования целинной фауны необходимы для сохранения данных о животном населении исчезающих ландшафтов. Лишние слова: «нельзя не учитывать и того обстоятельства», «также для того, чтобы». Упрощён синтаксис, фраза сделана более лаконичной.

902. Прочитайте, сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений. Объясните, в чем состояла правка и почему она была необходима.

В неотредактированном варианте: «Рассматривая кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, можно видеть, что они имеют индивидуальный характер». Главной проблемой является неопределённость подлежащего: неясно, кто именно рассматривает кривые. В отредактированном варианте: «Кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, имеют индивидуальный характер» — подлежащее чётко обозначено, что делает предложение проще и понятнее.

В неотредактированном варианте: «Свое образование закончил Паллас уже в Голландии» — избыточно личное местоимение «свое», которое можно опустить без потери смысла. В отредактированном варианте: «Образование Паллас закончил в Голландии» — предложение стало лаконичнее и яснее.

В неотредактированном варианте: «Одному из замечательных русских зоологов прошлого столетия принадлежит это открытие» есть неопределённость в указании времени (прошлое столетие). В отредактированном варианте: «Это открытие принадлежит замечательному русскому зоологу XIX века» — уточнено столетие, убрано громоздкое выражение «одному из».

903. Прочитайте предложения. Найдите ошибки и исправьте их. Запишите в тетрадь отредактированные вами предложения.

1. Три года тому назад состоялась первая конференция. 2. Был намечен целый ряд экспедиций. 3. Полосы сближаются между собой. 4. Кривые, изображенные на этом рисунке, показывают, что процесс протекает прерывисто. 5. Кристаллогидраты азотнокислого уранилнитрата представляют собой своеобразную группу соединений. 6. По-новому изложен весь вопрос об этой экспедиции.

Три года назад состоялась первая конференция.
Намечен целый ряд экспедиций.
Полосы сближаются друг с другом.
Кривые, изображенные на этом рисунке, показывают, что процесс протекает прерывисто.
Кристаллогидраты азотнокислого уранилнитрата представляют собой своеобразную группу соединений.
Весь вопрос об этой экспедиции изложен по-новому.






Вы просматриваете решебник ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 188

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):