802. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их постановку.
1. На Тверской снег наполовину стаял и полозья саней то и дело скрежетали по камням мостовой, а иногда если каменный оазис оказывался довольно большим кляча останавливалась и долго собиралась с силами потом опять тащила еле-еле до новой передышки. (Гил.) 2. Кирила Петрович по обыкновению своему разгоряченный наливками осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он Троекуров с ним навеки рассорится. (П.) 3. По улице метался сырой ветер тени облаков ползали по земле как бы желая вытереть лужи на минуту выглядывала луна и вода в лужах, покрытая тонким льдом, блестела медью. (М. Г.) 4. Лошади тронули копыта дружно застучали, а колокольчик так и залился жалобным стоном перебивая лай бросившейся за нами собаки. (Б.)
803. Спишите предложения. Сделайте их синтаксический разбор.
1 День ( одной) был ветреный ( двумя), ветер (одной) дул ( двумя) вслед толпе ( тире тире и одновременно тире точка тире точка - это дуплексив), и пыль ( одной ), поднятая сотнями ног ( волнистой все слова), дымным ( волн) облаком ( тире тире и одновременно тире с точкой) неслась ( двумя) вослед (тире с точкой) за людьми (тире тире), густо.... (до конца тире с точкой). 2. Осенние (волн) увяли ( двумя) все (волн) цветы (одной), но я (одной) сегодня (тире точка) видела (двумя) воочью ( тире точка), как на снегу ( тире точка), что опустился ( двумя) ночью ( тире точка), багряные ( волн) красуются ( двумя) литсы ( одной). 3.Еще (тире точка) поныне ( тире точка) дышит ( двумя) нега (одной) в пустых ( волн) покоях и садах ( одновременно тире тире, внизу тире точка), играют (двумя) воды ( одной), рдеют ( двумя) розы ( одной), и вьются ( двумя) виноградны (волн) лозы ( одной), и злато (одной) блещет (двмя) на спинах ( дуплексив: и тире тире и тире с точкой). 4. Лошади ( одной) нисколько ( тире точка) не испугались и не оскорбились ( двумя) насмешливым ( волн) тоном ( тире тире) табунщика ( тире тире и волнистой одновременно), они ( одной) сделали вид ( двумя), что им ( тире тире) все равно ( двумя), и неторопливо ( тире точка) отошли ( двумя) от ворот ( тире тире и тире точка одновременно), только одна кобыла ( одной) старая караковая гривастая ( волн) приложила повернула (двумя) ухо ( тире тире ) быстро ( тире точка) задом ( тире тире)
804. Какая связь является ведущей в данном многочленном сложном предложении: сочинительная, подчинительная, бессоюзная?
То на улице сцеплялись осями телеги, и Виктор Михайлович указывал, как лучше всего и быстрее их расцепить, то меняли телеграфный столб, и Поле сов проверял его
перпендикулярность к земле собственным, специально вынесенным из мастерской отвесом; то, наконец, проезжал пожарный обоз, и Полесов, взволнованный звуками трубы и испепеляемый огнем беспокойства, бежал за колесницами. (И. и П.)
Сочинительная.
805. Прочитайте. Выпишите из текста предложение с различными видами связи. Составьте из имеющихся в тексте предложений еще одно многочленное сложное предложение и запишите его. Сделайте полный синтаксический разбор обоих предложений.
Возле Тихой речки начинался лес. Этот лес без конца-края тянется куда-то очень далеко. В том лесу — озера, в которых водятся крупные, блестящие, как начищенная медь, караси, но туда ребята не ходят: далеко, да и заблудиться в болоте нетрудно. В том лесу много малины, грибов, орешника. В крутых оврагах, по руслу которых бежит из болота Тихая речка, по прямым скатам из ярко-красной глины водятся в норах ласточки. В кустарниках прячутся ежи, зайцы и другие безобидные зверюшки. Но дальше, за озерами, в верховьях реки Синявки, куда зимой уезжают мужики рубить для сплава строевой лес, встречали лесорубы волков и однажды наткнулись на старого, облезшего медведя.