790. Спишите, расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор трех предложений по вашему выбору.
1. Нам сказали: в доме невесты нет (Песк.). 2. Тёплый сумрак наполнял комнату, в нём колебались жёлтенькие, живые цветы восковых свечей. (М. Г.) 3. В гвардейской конной артиллерии не хотят присягать - поезжай туда. (Тын.) 4. За все браться - ничего не сделать. (Посл.) 5. Полетите из Одессы в Карелию - вы поразитесь различию темперамента. (Песк.) 6. Это было заранее известно: посад сдадут без боя. (Шукш.) 7. Когда залпы прекратились, Вася огляделся: ни стонов, ни раненых, ни мёртвых. (Ос.) 8. Утро было прохладное, росистое; вздыхал предрассветный ветер, зеленовато-жемчужное небо дышало запахом яблоков. (М. Г.)
791. Спишите предложения. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, указав грамматические средства связи частей.
1. Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет; колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут; на рассвете в долинах теплом и черемухой веет, соловьи до рассвета поют. (Б.) 2. Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины — это была последняя память о лете, об осени. (Пауст.) 3. Широкий подъезд на улицу был закрыт наглухо; окна занавешены шторами. (А. Т.) 4. Тьма свету не любит — злой доброго не терпит. (Посл.) 5. Полет птиц разрезал этот искристый воздух: он звенел от взмахов птичьих крыльев. (Пауст.)
792. Какому из перечисленных условий соответствует двоеточие в данном бессоюзном сложном предложении, если: а) вторая часть дополняет содержание первой части; б) вторая часть поясняет содержание первой части; в) вторая часть называет причину того, о чем говорится в первой части?
Теперь ясно: внешнее звуковое сходство между словами не является доказательством их родства и одинакового происхождения. (Усп.)
а) вторая часть дополняет содержание первой части.
793. Какому из перечисленных условий соответствует тире в бессоюзном сложном предложении, помешенном ниже, если: а) в первой части названо условие, при котором совершится событие второй части; б) во второй части заключены следствие, логический вывод; в) содержание одной части противопоставляется содержанию другой; г) содержание первой части сравнивается с содержанием второй?
По путям червонными слитками лежали опавшие листья берез — август растерял уходя. (Ш.)
б) во второй части заключены следствие, логический вывод.
794. Выпишите из текста бессоюзные сложные предложения. Выделите части, отметьте их границы. Начертите схемы этих предложений.
А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голос малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес... Лес глохнет... Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками. Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед.