707. Определите, можно ли в приведенных предложениях поставить союз в каждую часть. Найдите предложения с перечислительными отношениями. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
1. Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет. (П.) 2. По ночам горели дома и дул ветер и от ветра качались черные тела на виселицах и над ними кричали вороны. (Купр.) 3. При встрече с ней скажет два слова и в этих двух словах проглядывает досада. (Гонч.) 4. Остыла кровь и сердце холодеет. (А. К. Т.) 5. Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой. (Б.)
708. Определите, можно ли вместо союза не только... но и употребить повторяющийся союз и. Сделайте такую замену и укажите, чем отличаются по смыслу полученные предложения от данных.
1. Мы не только накануне переворота, но мы вошли в него. (Герц.) 2. Не только сильный штормовой ветер препятствовал нашему продвижению вперед, но и крутая встречная волна очень замедляла бег судна. (В. Пан.) 3. Не только Соня без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа краснели, завидев этот взгляд. (Л. Т.) 4. Не только нашему герою было сейчас как-то не по себе, но и все остальные чувствовали приближение чего-то недоброго. (В. Пан.)
709. Определите, какие слова и почему способствуют выражению отношений следствия в следующих предложениях.
1. Огней в городе не зажигали, и сумерки постепенно закутывали его в изменчивую дымку. (Пауст.) 2. Морозило крепко, и Большая Медведица бриллиантами висела по небу над снежной поляной. (Б.) 3. У печки сидела служанка за самопрялкою, и легкий шум ее веретена прерывал один тишину светлицы. (П.) 4. Ветер поднимает пыль на дорожках почти темного сада, и с деревьев сыплются листья. (Б.)
710. Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
1. Разговор замазывался шуткой, и старики расходились. (Ш.) 2. Солнце скрылось в густую чащу леса за поляной, и лес темнел на шафрановом фоне заката. (Б.) 3. Морозец затянул лужи тонкой коркой льда, и шаги редких прохожих слышались еще издали. (Ш.) 4. Костер догорал, и угли затягивало седою золой. (Булг.) 5. Уроженцы Таганрога, они любили южные кушанья, и Евгения Яковлевна мастерски их готовила и любила угощать по-донскому. (Гил.)
711. Найдите во второй части сложносочиненных предложений слова, которые прямо указывают на отношения следствия. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописание приставок в словах с пропущенными буквами.
1. Действительность классового строя общества стесняет свободу роста личности и поэтому личность ищет себе места и покоя за пределами действительности. (М. Г.) 2. Была среда день постный и потому бабушке подали постный борщ и леща с кашей. (Ч.) 3. Заочно приговор по такому важному делу вынесен быть не может и поэтому дознание протекало длительнее обычного. (Фед.) 4. Благоразумие ваше мне известно и потому я вам доверяю. (М. Г.) 5. Научив людей работать их не учили жить и потому день отдыха для них является трудным днем. (М. Г.) 6. Он теперь не жених тебе и следовательно вам в одном доме жить нельзя. (Остр.) 7. Она торопилась и потому расспросы и разговоры пришлось отложить на завтра. (Пауст.)