552. Определите, чем являются следующие сочетания слов — словоформой, фразеологическим оборотом, словосочетанием, сочетанием подлежащего и сказуемого.
Около дома (словоформа), смешной мальчишка (словосочетание), закадычный друг (фразеологический оборот), играть в мяч (словосочетание), мимо ворот (словоформа), игра продолжается (сочетание подлежащего и сказуемого), бежать по полю (словосочетание), громко смеяться (словосочетание), бить баклуши (фразеологический оборот), прилетели птицы (сочетание подлежащего и сказуемого), в течение года (словоформа).
553. Прочитайте. Какие словосочетания являются свободными? Укажите фразеологические обороты. Составьте предложения. Каким членом предложения является фразеологический оборот?
Точить деталь (свобод) — точить лясы (фразеологический оборот); попасть на концерт (свобод) — попасть впросак (фразеологический оборот); заварить чай (свобод) — заварить кашу (фразеологический оборот); вылететь в командировку (свобод) — вылететь в трубу (фразеологический оборот); замести пол (свобод) — замести следы (фразеологический оборот).
554. Из данных слов составьте словосочетания. Определите значение словосочетания (предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия).
Глубокое озеро, встать на стол, моя книга, весёлый очень, гулять в парке, встретиться с друзьями, лепесток розы, пристально всматриваться, лежать на траве.
555. Прочитайте. Используя данные словосочетания, составьте рассказ. Озаглавьте его.
Летний день
На улице стоит летний день. Смеющиеся пассажиры и капитан теплохода смотрят на гладь моря. Стая дельфинов весело плескаются в чистой воде. Двухлетний малыш спускается по трапу. Около теплохода стоит фонтан и по всей улице разлетаются его брызги.