536. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Найдите союзы. Укажите, сочинительными или подчинительными являются эти союзы. Докажите свои предположения.
1. Мы рыли три дня, а (соч) на четвертый отнесли находки в музей и (соч) показали одному из сотрудников. (Пауст.) 2. И один из судившихся сказал, что(подч) девица более всех достойна похвалы за свою твердость в клятве. (Купр.) 3. Утро прошло тихо, но (соч) зато около пяти пополудни начался сокрушительнейший треск... (Наб.) 4. Не только люди, но (соч) и идеи могут вызывать приливы неприязни. (Пауст.) 5. Если когда-нибудь и выйду замуж, то (соч) выберу здесь какого-нибудь сорокалетнего помещика. (П.)
537. Спишите, вставляя пропущенные буквы, где это необходимо. Найдите сочинительные союзы, определите, какие отношения они выражают, и укажите их разряд по значению: соединительный, противительный, разделительный.
1. И он мечом своим взмахнул — и (соч, соед) мечь как молния сверкнул; и (соч, соед) речь все души потрясла, но (соч, против) пробудить их не могла!.. (Л.) 2. Выиграла я или (соч, раздел) не выиграла, это дело стороннее-с, а (соч, против) должна же я была за оскорбление моей чести вступиться... (С.-Щ.) 3. Оба брата молча глядели на него, а (соч, против) Аркадий украдкой посматривал то на отца, то (соч, раздел) на дядю. (Т.) 4. И говорили вы хорош, и (соч, соед) слушали вас хорош... (Ч.) 5. Не смоют любовь ни ссоры, ни версты. (М.)
538. Спишите, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы. Найдите подчинительные союзы, определите, какие отношения они выражают, и укажите, к какому разряду по значению они относятся: временной, причинный, следствия, условия, уступительный, целевой, сравнительный, изъяснительный.
1. И хотя (уступ) я был уже лет двенадцати и отлично понимал, что все это игра, и даже совсем детская игра, но мне она так нравилась, что (срав) я не мог не наслаждаться ею. (Б.) 2. Вы, может быть, желаете, чтоб (срав) я помог вам, сударыня? (С.-Щ.) 3. Чем (срав) долее она [игра] продолжалась, тем прогулки на четверинках становились чаще, пока наконец маркер остался под биллиардом. (П.) 4. Словно (срав) яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде. (Ес.) 5. Он умер для того (целев), чтоб мы не умирали. (Рожд.) 6. — Что для меня Россия? — отвечал ее кавалер. — Страна, где тысячи людей, потому что (причин) они богаче меня, будут смотреть на меня с презрением, тогда как (срав) здесь — здесь эта толстая шинель не помешала моему знакомству с вами... (Л.) 7. Чтоб (целев) ее совершенно разуверить, я отвечал по-французски, слегка наклонясь... (Л.)
539. Спишите, раскрывая скобки. Найдите союзы, объясните их правописание. Будьте внимательны при разграничении союзов и омонимичных сочетаний слов.
1. Трудно сказать, отчего это происходило; может быть, оттого, что она бессознательно чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает. 2. Да я и не с тем, чтобы вы поняли. 3. Она смеялась и в тоже время чувствовала себя польщенною. 4. — Я не потерплю, чтобы какой-нибудь наглец посмел коснуться... — лепетал он несколько мгновений спустя. 5. — А! Евгений Васильевич! — проговорила она и приподняла немного край платка, чтобы взглянуть на него, причем ее рука обнажилась до локтя.