40. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Укажите главные и придаточные предложения. Убедитесь: а) что между главным и придаточным предложениями соблюдается пауза; б) что придаточное, которое находится в середине главного предложения, выделяется паузами с обеих сторон. Объясните постановку знаков препинания.
1. Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце. (Ч.) 2. Оказалось, что за ночь Амударья изменила направление. (Удал.) 3. Места, по которым они проезжали, не могли называться живописными. (Т.) 4. Там, где растут розы, растут и шипы. (Посл.) 5. Долго бы пришлось Ходже Насреддину ловить ишака, если бы они не столкнулись случайно нос к носу. (Л. Солов.)
41. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания и пропущенные буквы. Определите, на вопросы каких членов предложения отвечают придаточные.
1. Владимир увидел, что он заехал в незнакомый лес.
2. Мы пошли через поле, чтобы сократить себе дорогу.
3. Земля быстро просохла от дождя потому, что погода была теплая, солнечная.
4. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
5. Слышно, как тяжело дышат копающие землю бойцы.
6. Когда мы жили в Крыму, у нас был пес Пират.
7. Если человек нашел свое призвание, труд становится для него радостью.
42. Выпишите по порядку: а) сложноподчиненные предложения, в которых придаточное предложение поясняет все главное; б) сложноподчиненные предложения с придаточными, поясняющими слово (словосочетание) в главном предложении. Расставьте знаки препинания.
1) Савельич был так поражен моими словами, что всплеснул руками и остолбенел. а
2) В пустой избушке, в таежной глуши и бывалому человеку не по себе, если он один. б
3) Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. б
4) Зурин объявил мне, что я проиграл сто рублей. а
5) Петя подбежал к своему тезке, чтобы переговорить о деле. б
6) Хотя утро и было прекрасное, мы выехали в поле не так рано. а
7) Тропинка в лесу-это самая интересная книга, какую мне в жизни только приходилось читать. б
43. Перепишите, расставляя знаки препинания. Определите, к каким группам по
значению относятся данные сложноподчиненные предложения.
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом (спп, определительное)
Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам (спп, обстоятельственное цели)
Все были твердо уверены, что Ходжи Насреддина давно уже нет в Бухаре (спп, дополнительное)
Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо (спп, обстоятельственное условия)
Где все виноваты, там никто не виноват (спп, обстоятельственное места), немного сомневаюсь, но скорее верно
Теперь понятно, почему у тебя всегда болит голова (спп, дополнительное)
44. Преобразуйте сложносочиненные предложения в сложноподчиненные.
Когда выглянет солнце, мы сразу отправимся в путь.
Березки, которые мы посадили возле забора, со временем стали стройными, ветвистыми деревьями.
Скворцы вывели птенцов и улетели, поэтому их место в скворечнике заняли воробьи.
Как только за рекой зашумели грачи, повсюду запели, зачирикали птицы.
Хотя приятели советовали ему жаловаться, смотритель подумал, махнул рукой и решил отступиться.
В тот день я не стал дожидаться ужина и лег спать, потому что мне немного нездоровилось.
45. Сделайте выводы. Запишите их в тетрадь.
1. Сходство в том, что в предложениях по две (и больше) пары грамматических основ. Всегда есть два предмета (или лица), которые выполняют разные действия.
Различие в том, что в сложносочиненном предложении компоненты не взаимосвязаны.
2. Основные различия между сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями заключаются в следующем:
В сложноподчиненных предложениях имеется главное предложение и зависимое от него, подчиненное, то есть придаточное предложение.
В сложносочиненном предложении союзы, соединяющие их, не являются частью предложений. В сложноподчиненном – союзы или союзные слова являются частью придаточного предложения.
46. Запомните значение слов, заключенных в рамку.
Прочитайте и озаглавьте отрывок из «Писем о добром и прекрасном» академика
Заголовок Патриотизм
Д.С. Лихачева (письмо третье «Самое большое»).
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.