146. Внимательно прочитайте текст.
Рождение дутара.
Чтобы дутар издавал глубокие и нежные звуки, его изготавливают из ствола тутового дерева, которому должно быть не менее пятнадцати-двадцати лет. Тутовое бревно выдерживается при определенной температуре и влажности около пяти лет. Корпус дутара обтягивают пленкой, покрывавшей сердце трехлетнего быка. Пленка от бычьего сердца выделывается и выдерживается в течение двух-трех лет. Дутар, который изготовлен таким образом, весит не более ста пятидесяти граммов, хотя имеет в длину почти один метр.
Найдите в тексте сложноподчиненные предложения. Выясните, чем они отличаются от сложноподчиненных предложений с однородным подчинением: а) по своему строению; б) по значению своих придаточных.
147. Прочитайте. Объясните постановку знаков препинания в 1 и 2-м предложениях. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений.
1. Как только жара спала, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нём не хотелось.
(Как ___===), [=== и ===], (что ===) .
Запятыми отделены от главного придаточные предложения
2. Избушка, в которой жил Фомич, стояла на высоком пригорке так, что своим огородом упиралась прямо в горную бойкую речку Журавлиху.
[___, (в которой === ___), ===], (что ===) .
3. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица.
[___ ===], (чтобы ===), (потому что === ___ и ___) .
4. Что было впереди, землeмер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая неуклюжая спина возницы.
(Что ===), [___ ===], (ибо === ___) .
5. В то время, когда Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было.
[, (когда ___ ===), ___ ===], (что ===) .
148. Выпишите по порядку сложноподчиненные предложения: а) с не однородным
подчинением; б) с однородным подчинением; в) с последовательным подчинением.
Расставьте знаки препинания.
а) Неоднородное подчинение: 3) Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла Петю на площадь, которая вся была занята народом. 5) Вокруг мужицкого елового стола, на котором лежали карты, карандаши, планы, бумаги, собрались так много народа, что денщики принесли еще лавку и поставили у стола.
б) Однородное подчинение: 2) Очевидно было, что Савельич передо мною прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.
в) Последовательное подчинение: 1) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись после света к темноте, приходилось ощупью отыскивать дорогу. 4) Очень жаль, что всю прелесть детства мы начинаем понимать, когда делаемся взрослыми.
149. Прочитайте. Укажите количество придаточных в каждом из данных предложений. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Определите, какие типы подчинения сочетаются в данных предложениях.
Составьте схемы предложений.
1. Когда пройдешь путем колонн в жару, и в дождь, и в снег, тогда поймешь, как сладок сон, как радостен ночлег. (Твард.) 2. Никитин и Алеша плохо помнили кто им открыл кто их провел в большую комнату где не было никого и по стенам стояли полки. (Пауст.) 3. Только тот может стать настоящим человеком кто смотрит вперед кто знает что ему надо сделать за свою жизнь. (Сухомл.) 4. Когда страсти совсем улеглись и началось спокойное обсуждение я решился наконец спросить Лувена о чем у них теперь идет разговор. (Пришв.)
150. Из простых предложений составьте сложноподчиненные. Расставьте знаки
препинания.
1)Так как течение у горной реки очень быстрое, она долго не замерзает, хотя стоят двадцатиградусные морозы
2)Когда кончилось ненастье, установились тёплые дни, хотя такие дни бывают только весной
3) Я долго не мог выяснить причину возникновения гигантских морских волн, которые наблюдаются у берегов Японии, потому что я не нашёл книги с подробным описанием этого природного явления
151. На основе следующих высказываний постройте рассуждения по схеме: придаточное условное + главное предложение + придаточное причины.
1. Учитесь спорить вежливо.
2. Береги честь смолоду.
3. Умейте признавать свои ошибки.
152. Запомните значение слова, заключенного в рамку.
Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Несколько мыслей о душе». Объясните, в каком значении употреблены выделенные слова.
Я верую в переселение душ. Эта вера далась мне опытом. Моя собственная душа за все время моего земного прозябания пребывала во многих животных и растениях ...
Я был щенком, когда родился, гусем лапчатым, когда вступил в жизнь. Определившись на государственную службу, я стал крапивным семенем. Начальник величал меня дубиной, приятели — ослом, вольнодумцы — скотиной. Путешествуя по железным дорогам, я был зайцем, живя в деревне среди мужичья, я чувствовал себя пиявкой. После одной
из растрат я был некоторое время козлом отпущения. Выбившись, наконец, на настоящую дорогу, я приобрел брюшко и стал торжествующей свиньей.
• Объясните, какие метаморфозы совершались с героем рассказа на разных этапах жизненного пути. Что претерпело существенные изменения: его внешний вид или
внутренний облик?
Закончите предложения.
1) С моим другом произошла неожиданная метаморфоза: он ...
2) Через некоторое время с котенком произошла поразительная метаморфоза: из крошечного комочка ...
С моим другом произошла неожиданная метаморфоза : он ...начал учиться. Через некоторое время с котенком произошла поразительная метаморфоза: из крошечного комочка ...он стал большим и красивым котом.