4. Назовите главные и второстепенные члены предложения, дайте их определение, расскажите о наиболее распространенных способах выражения тех или иных членов предложения.
К главным членам относятся подлежащее и сказуемое.
Подлежащее — главный член предложения, который отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» и обозначает предмет, о котором приводится информация: «Пришла весна (Что?)» или «Учитель (Кто?) поставил мне хорошую отметку».
Сказуемое — главный член предложения, который обычно отвечает на вопросы «Что делает предмет?», «Каков, какой он есть?» и обозначает то, что говорится о подлежащем: «Пришла весна (весна что сделала?)» или «Квартира красивая (квартира есть какая?)».
5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Определите вид каждого предложения, укажите, чем оно осложнено.
1. Мы с певцом выскочили из теплушки и пошли по проселочной дороге.
Простое предложение,осложнено однородными глаголами-сказуемыми (подчеркнуть).
2. Мохнатое зимнее утро‚ треск поленьев в печке и равномерное журчание воды в горной речке - всё это создавало хоть и не совсем обыкновенное и непрочное, но все же состояние покоя.
Простое предложение, осложнено 2 рядами однородных членов (подчеркнуть).
3. Впереди‚ среди света и теней, то садясь на задние лапки и поднимая торчком уши, то делая короткие прыжки‚ двигался заяц, пробираясь на золотую поляну.
Простое предложение, осложнено уточняющим обстоятельством (жирный шрифт) и несколькими обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами (подчеркнуть).
4. Большой двор‚ кудрявый от репейника и усыпанный желтыми листьями‚ слегка серебрился осенней изморосью.
Простое предложение, осложнено 2 обособленными определениями, выраженными прилагат. + зависимые слова и причастным оборотом (подчеркнуть).
5. С берега долетал‚ то затихая, то усиливаясь, шелест подсыхающей травы.
Простое предложение, осложнено 2 обособленными обстоятельствами, выраженными 2 одиночными деепричастиями (подчеркнуть).
6. Грузовик подобрал нас часа через три‚ то есть к вечеру.
Простое предложение, осложнено обособленным пояснительным обстоятельством времени (подчеркнуто)
6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы, определите, чем выражены подлежащие и сказуемые.
1.Пусть я (местоим.) неправильно поступил,(глагол) но ты(местоим.) должен выслушать (глагол)меня.2.Хотя, чужая страна может быть прекрасной, она(местоим.) лишь обостряет(глагол) любовь к родной земле, а третья саду вокруг сада не было ни души. 4 Пушкину было только 15 лет, а его стихи(сущ.) уже были широко известны(наречие) в литературных кругах того времени. 5 Он(местоим.) очень занят(глагол) своей работой, но всё же находит время читать. 6 Хотя улицы(сущ.) города еще пусты(прилаг), в воздухе чувствуется что-то прозрачная, праздничная и седьмое, пришла(глагол) осень(сущ.), на улице по-прежнему тепло. 8 Если человек(сущ.) трудится(глагол) только для себя, он(местоим.) может, пожалуй, встать(глагол) на минуту учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет быть истинным и совершенным человеком.
7. Рассмотрите таблицу.
• Приведите аналогичные примеры, запишите их.
8. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите синтаксическую функцию инфинитива в предложении.
1. На другой день Пьер приехал проститься.
– обстоятельство цели (приехал - с какой целью? - проститься)
2. Уже за полночь. Лежу на спине у ручья. Колючие звезды мешают уснуть.
–дополнение - звезды мешают (чему?) уснуть (объектный инфинитив)
3.Я бросился в горы искать оленей.
– обстоятельство цели (бросился - с какой целью? - искать)
4.Мы хотели отдохнуть под шатром столетних чинар.
– составное глагольное сказуемое - мы хотели отдохнуть (хотеть- модальный глагол)
5.Нет таких положений и таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость.
– составное глагольное сказуемое -мудрость не могла бы проявиться (мочь - модальный глагол)
6.Нехлюдов сел писать записку княгине.
–обстоятельство цели (сел- с какой целью? - писать)
7.Написать его биографию было бы делом его друзей.
– подлежащее (написать - что? - было бы делом) было бы делом - составное именное сказуемое с глаголом связкой быть )
8.Мысль жениться на Олесе все чаще и чаще приходила мне в голову.
– определение (мысль - какая? - жениться)
9. Составьте и запишите 4—5 предложений о своем городе, поселке. Подчеркните
второстепенные члены предложения, определите, чем они выражены.
Фергана (сущ подлежащее) – один (числ дополнение) из самых (прил определение) красивых (прил определение) городов (сущ дополнение) Узбекистана (сущ дополнение) и крупнейший (прил определение) в долине (сущ дополнение) с таким (прил определение) же названием (сущ дополнение). Ферганскую (прил определение) долину (сущ дополнение) за ее богатство (сущ дополнение) и живописность (сущ дополнение) называют (глагол сказуемое) жемчужиной (сущ дополнение) Центральной (прил определение) Азии (сущ дополнение).
10. Подготовьтесь к сочинению на одну из предложенных тем.
1. День независимости Республики Узбекистан.
2. Мир реальный и виртуальный.
3. В виртуальной игре несколько жизней, а в реальной... .
4. Встреча с интересным человеком.
5. Искусство в нашей жизни.
6. Интернет – это помощник в учебе или помеха?