1. Дайте определение конфликта. Какие бывают конфликты? Приведите примеры конфликтов из вашей жизни, литературы, событий текущей жизни. Можно ли обойтись в жизни без конфликтов? 2. Расскажите о методе преодоления разногласий. 3. Каковы правила поведения в конфликтной ситуации? 4. Назовите основные правила активного слушания. 5. Расскажите о корректных и некорректных приёмах поведения в конфликтной ситуации. Как правильно общаться с возбуждённым собеседником? 6. Как снять эмоциональное напряжение? ЗАДАНИЕ 22. Перечислите всех людей, с которыми вы конфликтовали в течение недели. Назовите причины конфликтов с точки зрения лиц, с которыми вы конфликтовали, и со своей точки зрения. К какому типу вы относите ваши конфликты и почему? Как разрешались конфликты? ЗАДАНИЕ 23. Внимательно прочтите описание ситуаций. Ситуация 1. Семья. Мама. Давай съездим в выходной к тёте Маше. Дочь. Не хочу я тратить выходной на поездку к зануде тёте Маше. Мама. Мы поедем. Мне всё равно, что ты думаешь. Ситуация 2. Межличностная. Друг. Где ты была вчера? Ты. Не твоё дело. Друг. Ладно, в таком случае не проси меня ни о каком одолжении. Ситуация 3. Школа. Учитель. Ты убираешь сегодня кабинет № 15. Учащийся. Почему именно я, я не дежурный?! Учитель. Потому что я так сказала. Какие слова делают ситуацию конфликтной? ЗАДАНИЕ 24. «Чем мы не похожи друг на друга». Наверняка у вас есть друг (подруга). Сядьте друг напротив друга и каждый в своей тетради молча в течение 5—6 мин запишите, чем вы отличаетесь друг от друга, думая об этом человеке и о себе одновременно. Например: — Ты более уступчив, чем я. — Ты любишь яркую косметику, а я — нет и т. д. После того как закончится перечисление различий, обменяйтесь записями и выразите своё согласие или несогласие с тем, что написал партнёр. Ответьте, мешают ли эти различия вашему общению, дружбе. Как эти различия могут привести к конфликту? Что нужно делать, чтобы понимать и принимать различия?