Как устроена группа?
Группа обычно строится вокруг общих целей или интересов, а члены группы имеют определенные роли и отношения внутри группы.
1. Что такое социальные нормы и социальные роли?
Социальные нормы — это неписаные правила и ожидания, регулирующие поведение в группе или обществе. Социальные роли — это определенные позиции или функции, которые люди занимают в группе или обществе.
2. Какие общие свойства есть у социальных норм и ролей? В чём состоит их различие?
Как социальные нормы, так и роли включают в себя ожидания поведения в группе или обществе. Разница в том, что социальные нормы более общие и применимы ко всем, а социальные роли специфичны для определенных индивидуумов и их функций внутри группы.
1. Кто и почему является носителем социальной роли?
Носителем социальной роли является индивид, занимающий определенное положение или функцию в группе. Они несут ответственность за выполнение ожиданий и обязательств, связанных с этой ролью.
2. Приведите примеры сохранения роли в группе после выхода из неё исполняющего эту роль человека.
Примером этого является ситуация, когда группа продолжает следовать правилам или процедурам, установленным предыдущим лидером, даже после того, как этот человек покинул группу.
1. Чем принципиально отличаются ролевые подготовки в аграрном и инду-стриальном обществах? Как объяснить это различие?
В аграрных обществах ролевая подготовка, как правило, больше сосредоточена на традиционных навыках и обязанностях, передаваемых из поколения в поколение, тогда как в индустриальных обществах она, как правило, больше сосредоточена на образовании и специальной подготовке. Это различие можно объяснить различными экономическими структурами и социальными системами в этих обществах.
2. Какие роли и в каких группах у вас есть сегодня? Какие из них сохранятся в будущем? Какие исчезнут?
Как с позиций перечисленных признаков можно охарактеризовать роль учащегося 9 класса?
Чем описанный здесь механизм преодоления ролевого напряжения отличается от других упомянутых в тексте параграфа? Приходилось ли вам сталкиваться с подобными явлениями на собственном опыте?
1. Какие основные причины возникновения ролевых напряжений приводятся в тексте?
Одним из примеров ролевого напряжения может быть конфликт между менеджером и сотрудником, который чувствует, что его недооценивают или ему недоплачивают. Решение может состоять в том, чтобы менеджер провел открытый диалог с сотрудником и работал над решением их проблем.
2. Опираясь на собственный опыт, знания истории и литературы, приведите примеры возникновения различных ролевых напряжений. Какие способы их разрешения были найдены в описанных вами случаях?
Роли, нормы и ценности помогают установить и поддерживать порядок внутри группы, способствуя сотрудничеству и социальной сплоченности, которые важны для выживания и успеха группы.
1. Опираясь на текст параграфа, сформулируйте ответ на основной вопрос урока. Каким образом роли, нормы и ценности обеспечивают устойчивое существование группы?
2. В тексте параграфа описана специфика ролевой подготовки в аграрном и индустриальном обществах. В каком из них человек с большей вероятностью сталкивался с возникновением ролевых напряжений? Почему?
Индивидуумы с большей вероятностью будут испытывать ролевые противоречия в индустриальных обществах из-за сложности и разнообразия ролей, а также из-за более высокого уровня требуемой специализации.
3. Можно ли сказать, что адекватная ролевая подготовка индивида в принципе исключает возможность возникновения ролевых напряжений? Почему?
Нет, даже при адекватной подготовке роли всегда существует возможность возникновения ролевой напряженности из-за меняющихся обстоятельств или неожиданных проблем.
4. Приведите примеры позитивного влияния ролевых напряжений на индивида. Можно ли, опираясь на эти примеры, сделать вывод, что ролевые напряжения следует искусственно создавать? Почему?
Позитивное влияние ролевой напряженности может включать повышение креативности и способности решать проблемы. Однако нельзя сделать вывод, что ролевое напряжение следует создавать искусственно, поскольку оно также может привести к негативным последствиям, таким как стресс и конфликты.
5. В тексте параграфа описано изменение личности под влиянием роли. А возможно ли обратное явление? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из собственного опыта, истории, литературы.
Да, возможно и обратное явление, когда личность человека может формировать роль, которую он занимает. Например, уверенный в себе и напористый человек может с большей вероятностью взять на себя роль лидера в группе.
6. В тексте параграфа говорится, что социальная роль продолжает существовать даже после того, как индивид покинул группу. Как вы думаете, является ли универсальным данное правило? Существуют ли роли, неотделимые от индивида?
Роли, неотделимые от индивида, могут быть определены как личностные роли, которые основаны на уникальных качествах, способностях и опыте индивида, и которые определяют его место в обществе и взаимоотношения с другими людьми. Например, родительская роль, которая связана с уникальными обязанностями и отношениями между родителем и ребенком, может быть рассмотрена как роль, неотделимая от индивида.
В каких литературных произведениях мы встречаемся с проявлениями ролевого конфликта и ролевого напряжения? Приведите примеры, иллюстрирующие эти понятия.
Ролевой конфликт и ролевое напряжение - это темы, которые часто появляются в литературе и других видах искусства. Некоторые примеры включают: • Роман "Война и мир" Льва Толстого содержит множество персонажей, которые сталкиваются с ролевыми конфликтами в связи с военными действиями и социальными изменениями в России. • Драма "Гамлет" Уильяма Шекспира исследует роль принца, который должен балансировать между своими обязанностями перед отцом и своей любовью к Офелии. • Роман "Анна Каренина" Льва Толстого описывает жизнь женщины, которая сталкивается с ролевым напряжением между своей любовью к другому мужчине и общественными нормами ее времени. • Фильм "Крестный отец" Фрэнсиса Форда Копполы показывает персонажей, которые сталкиваются с ролевыми конфликтами в связи с мафиозными структурами и своими семейными обязанностями.
В предыдущем параграфе вы уже вспоминали социальные группы, существовавшие в различных обществах и на разных этапах эволюции человечества. Какие социальные роли существовали в этих группах? Для ответа привлеките знание не только отечественной, но и всеобщей истории.