1. Могут ли конфликты приносить пользу обществу?
Да, если они не выходят за рамки закона и морали. Конфликты помогают выявить проблемы, интересы разных групп, стимулируют обсуждение и поиск решений. Через них общество учится договариваться и двигаться вперёд. Главное — чтобы они решались мирно.
2. Какую роль в современном мире играют этническая и национальная принадлежность человека?
Это часть идентичности, культурного кода, связи с традициями. Она влияет на самовосприятие, отношения с другими, участие в жизни общества. Но в глобализированном мире важно уметь уважать других, не ставя свою принадлежность выше остальных.
3. Нужен ли России гражданский национализм?
Да. Такой подход объединяет людей по принципу гражданства и общей ответственности за страну, а не по крови или происхождению. Это важно для многонациональной страны, где стабильность и единство строятся на уважении к культуре каждого, но с общим взглядом на будущее.
4. К какому типу можно отнести современное российское общество?
К переходному. Оно сочетает черты индустриального и постиндустриального общества: сохраняется роль промышленности, но быстро растёт сфера услуг, информации и технологий. При этом происходят сильные социальные изменения — рост городов, образование среднего класса, развитие цифровой среды.
5. Как глобализация сказывается на нашей жизни?
Она делает мир взаимосвязанным. Мы покупаем товары со всего мира, общаемся через интернет, учимся на иностранных платформах, видим, как решения других стран влияют на нас. С одной стороны, это новые возможности. С другой — конкуренция, зависимость от мировых процессов.
6. Какую образовательную траекторию вам следует выбрать?
Ту, что опирается на ваши интересы и сильные стороны. Если вы хотите работать в науке, технологиях, гуманитарной сфере — ищите вуз, где можно развиваться в этом. Важно не просто выбрать модную профессию, а понять, где вы будете приносить пользу и чувствовать себя на месте.
1. Из каких элементов состоит социальный конфликт?
Конфликт включает участников (стороны), предмет спора (то, из-за чего возникло противоречие), причины (глубинные, накопленные противоречия), повод (конкретная ситуация, из-за которой начался конфликт), а также стадии (накопление напряжения, открытое противостояние, разрешение).
2. Вспомните ваш последний конфликт с кем-нибудь, попробуйте разложить его на части, опираясь на указанные в схеме элементы. Снимает ли этот метод эмоциональный накал, проясняет ли причины конфликта?
Допустим, был спор с одноклассником из-за распределения работы над проектом. Стороны — я и одноклассник. Предмет — распределение обязанностей. Причины — разное отношение к учебе, недовольство прошлым опытом. Повод — конкретное задание и сроки. Когда разбираешь это по частям, становится понятно, что эмоции были вызваны не самой ситуацией, а накопленными ожиданиями. Это помогает остыть и конструктивно поговорить.
1. В чём заключается стабилизирующая функция конфликта? Что такое «коренные ценности»?
Конфликт помогает обществу выявить скрытые проблемы, обновить правила, восстановить справедливость. Это стабилизирует систему, если конфликт решается мирно. Коренные ценности — это основы, на которых держится общество: свобода, справедливость, уважение к личности, безопасность. Если конфликт не затрагивает эти ценности напрямую, он помогает их укрепить.
2. Какие конфликты выполняют дестабилизирующую функцию? Как вы понимаете тезис о том. что пересечение конфликтов нейтрализует друг друга и предотвращает распад общества?
Дестабилизирующими становятся конфликты, которые затрагивают коренные ценности или перерастают в насилие, приводят к расколу общества. Если у людей одновременно много разных интересов и конфликтов (по работе, учебе, семье), это снижает риск резкой поляризации. Люди не делятся строго на "своих" и "чужих", а участвуют в разных отношениях, и это удерживает общество от распада.
1. Какие функции выполняет конструктивный конфликт?
Конструктивный конфликт помогает выявить проблемы, которые раньше замалчивались. Он позволяет участникам высказать свою точку зрения, найти справедливое решение, улучшить отношения, укрепить нормы и правила в группе. Благодаря такому конфликту можно предотвратить более серьёзные последствия в будущем.
2. Приведите примеры конфликтов разных типов, исходя из собственного опыта, а также с опорой на курс истории и литературы.
Из личного опыта — конфликт в классе между двумя учениками из-за распределения ролей на мероприятии (межличностный конфликт). Из истории — Гражданская война в США между Севером и Югом из-за разных экономических интересов и вопроса рабства (социально-политический конфликт). Из литературы — конфликт Пьера Безухова с обществом в «Войне и мире»: он ищет своё место, спорит с порядками, в этом выражается внутренний конфликт человека с социальной средой.
Какому историческому событию посвящена данная картина? Что было причиной, а что явилось триггером конфликта, зафиксированного художником? Кто является субъектами этого конфликта?
1. Как развивается социальный конфликт?
Он начинается с нарастания противоречий. Потом появляется конкретный повод, стороны открыто выражают недовольство. После этого конфликт обостряется, иногда доходит до пика. Потом наступает стадия разрешения — мирным путём или через компромисс. Завершается всё либо восстановлением отношений, либо разрывом.
2. Проанализируйте стадии протекания конфликта, участником или свидетелем которого вы были.
Был конфликт между двумя одноклассниками: один чувствовал, что другой не выполняет свою часть работы в групповом проекте. Сначала было напряжение — замечания в сторону, молчание. Затем повод — срыв дедлайна. Открытая фаза — разговор на повышенных тонах, обвинения. Разрешение — вмешалась учительница, помогла разделить обязанности и установить срок. Завершение — оба сделали свою часть, отношение стало спокойным, но уже не таким близким. Разбор по стадиям помог понять, что если бы они раньше обсудили обязанности, конфликта можно было избежать.
1. Какая форма завершения конфликта наиболее предпочтительна?
Наиболее предпочтительна та, при которой обе стороны приходят к взаимопониманию — компромисс или сотрудничество. В этом случае интересы участников хотя бы частично учитываются, и конфликт не оставляет глубоких обид.
2. Опираясь на собственный опыт, предположите, какие формы завершения конфликта являются наиболее распространёнными.
Чаще всего — компромисс или уклонение. Например, в классе люди стараются не обострять, чтобы «не портить атмосферу», даже если проблема остаётся. Иногда бывает и соперничество — когда один пытается доказать свою правоту до конца.
1. Почему общество, в котором много различных противоречий, оказывается более стабильным, чем общество, в котором существует только одна линия раскола?
Потому что при множестве противоречий нет единой группы, которая резко противопоставлена другой. Интересы пересекаются, люди вынуждены искать компромиссы. Если конфликт один, он становится основой для раскола на «своих» и «чужих», и тогда вероятность разрушения общества выше.
2. Какие ещё явления (кроме конфликтов) «сшивают- общество в единое целое?
Общие ценности, праздники, язык, культура, законы, традиции. Всё это создаёт чувство принадлежности. Также помогает образование и участие в совместных делах — например, волонтёрство или спорт.
1. Каким образом необходимо себя вести в ситуации конфликта?
Важно сохранять спокойствие. Слушать, не перебивая. Говорить о своих чувствах, не обвиняя. Стараться понять, чего хочет другая сторона. Не обострять, а искать решение, которое подходит обоим.
2. Проанализируйте сильные и слабые стороны приведённых в параграфе стратегий выхода из конфликта.
Соперничество — быстрое решение, но часто ухудшает отношения. Уклонение — нет открытой ссоры, но проблема остаётся. Приспособление — мирно, но в ущерб себе. Компромисс — никто не выигрывает полностью, но обе стороны довольны частично. Сотрудничество — лучший вариант, но требует времени и желания договариваться.
1. Опираясь на текст параграфа, сформулируйте ответ на основной вопрос урока.
2. Какие формы завершения конфликта в наибольшей степени способствуют обращению противостояния в конструктивное русло?
Сотрудничество и компромисс. Они помогают не просто прекратить ссору, а найти общее решение, которое укрепляет отношения и позволяет учесть интересы обеих сторон.
3. Является ли верным утверждение: "Социальный конфликт несёт обществу только вред"? Обоснуйте свой ответ.
Нет, утверждение неверно. Конфликт может быть как разрушительным, так и полезным. Вреден он тогда, когда сопровождается насилием, разрушением связей, дискриминацией. Но конструктивный конфликт помогает выявить проблемы, изменить несправедливые правила, улучшить отношения. Благодаря конфликтам общество развивается — люди начинают требовать перемен, вырабатывать компромиссы, создавать новые нормы.
4. На сайте "Левада-центра" найдите результаты опроса -Точки разногласий в обществе». Сравните данные опросов разных лет. С точки зрения россиян, между какими категориями граждан напряжённость была наиболее сильна в 1994, 2009 и 2016 гг.? Почему именно между этими группами? Какие выводы о -точках напряжения» в российском обществе можно сделать?
5. Найдите в Интернете информацию о взглядах Э. Дюркгейма на причины совершения в обществе преступлений (правонарушений). Какую роль, с точки зрения исследователя, играют преступления в жизни общества? Можно ли перенести концепцию Э. Дюркгейма на социальные конфликты? Как вы считаете, возможен ли мир без преступлений и конфликтов? Свой ответ аргументируйте.
Дюркгейм считал, что преступление — это не просто зло, а неизбежное и даже нужное явление. Оно указывает на границы допустимого. Общество через осуждение преступления закрепляет свои нормы. Иногда преступление показывает, что старые нормы устарели — тогда происходит моральная переоценка.
Да. Конфликты, как и преступления, показывают, где у общества есть слабые места. Через конфликт может происходить обновление, развитие.
Маловероятен. Люди разные, интересы пересекаются. Всегда будут поводы для спора. Главное — как мы с этим справляемся: через диалог и правила или через насилие.
6. Обсудите, какие стратегии выхода из социального конфликта являются наиболее эффективными. При необходимости привлеките дополнительные источники информации.
Наиболее эффективными считаются сотрудничество и компромисс. Эти стратегии предполагают, что стороны уважают друг друга, готовы к диалогу и поиску решений, а не к доминированию. Сотрудничество — когда интересы обеих сторон максимально учтены. Компромисс — когда обе стороны идут на уступки.
Меньшую эффективность имеют соперничество и уклонение, так как не решают саму проблему, а лишь оттягивают её последствия или обостряют ситуацию.
1. Какие значения имеет термин «конфликт»? От чего зависит его употребление?
Столкновение интересов или взглядов; – борьбу между группами или личностями; – напряжённую ситуацию, в которой есть противоречие.
Употребление зависит от контекста — межличностный конфликт, социальный, политический, военный и так далее.
2. Сравните различные значения термина «стратегия». Что в них общего и различного?
В общем — это продуманный план действий для достижения цели. В разных сферах: – В военном деле — план ведения войны. – В бизнесе — план развития компании. – В конфликтологии — способ поведения в конфликтной ситуации.
Общее — это всегда заранее продуманная линия поведения. Различия — в цели и средствах, которые используются.