Какие бывают группы и чем они отличаются друг от друга?
Группы можно разделить на разные виды в зависимости от их размера, характера взаимодействия и целей. Малые группы обычно состоят из 3–12 человек, где все участники тесно взаимодействуют друг с другом, что позволяет им сохранять личные отношения и лучше понимать друг друга. Примерами малых групп могут быть семья, дружеский круг или рабочая бригада. Средние группы могут включать больше людей (от 15 до 50), такие как класс в школе или спортивная команда. Большие группы состоят из сотен или даже тысяч человек, как, например, население города, сотрудники крупной корпорации или политические партии.
1. На основании каких признаков различаются малые и большие группы? Приведите примеры малых, средних и больших групп.
Различие между малыми и большими группами основано на уровне личного контакта и интенсивности взаимодействия. В малой группе все члены обычно хорошо знакомы друг с другом, а в больших группах личные отношения становятся невозможными, и взаимодействие часто происходит через посредников, например, через лидеров или подгруппы.
2. Почему верхний предел малой группы — 10—12 человек? Какие меры нужно принять, чтобы группа большего размера вела себя как малая?
Верхний предел малой группы (10–12 человек) объясняется тем, что при увеличении количества участников становится сложнее поддерживать тесное личное общение, что снижает эффективность взаимодействия. Чтобы группа большего размера вела себя как малая, нужно разделить её на более мелкие группы, назначить лидеров и создать структуры, позволяющие поддерживать тесные взаимодействия внутри подгрупп.
Около 40 лет назад в трудовых коллективах, наряду с индивидуальными премиями за качественно выполненную работу, стали вводиться премии -коллективные-, выдаваемые на бригаду, отдел и т. д. Как вы думаете, в чём эффективность такой системы премирования?
Эффективность коллективных премий заключается в том, что такая система стимулирует работников работать не только на личный результат, но и на общий успех. Появляется дополнительная мотивация помогать коллегам, улучшать сотрудничество и стремиться к общим целям, что повышает производительность всей группы.
1. Какие отношения характерны для вторичных групп?
Для вторичных групп характерны более формальные и деловые отношения, которые строятся на основании общих целей или задач. Взаимодействие в таких группах чаще всего временное, и эмоциональная вовлеченность между участниками минимальна. Примеры вторичных групп — это коллеги по работе, члены спортивных команд или участники профессиональных сообществ.
2. Каким образом цель, для которой формируется группа, оказывает влияние на существующие в ней отношения между людьми?
Цель, для которой формируется группа, напрямую влияет на характер взаимоотношений в ней. В группах с деловыми целями (например, рабочие коллективы) основное внимание будет уделяться выполнению задач, что делает отношения более формальными и структурированными. В группах с эмоциональными целями (например, семьи или близкие друзья) акцент будет на поддержке и взаимопонимании, что способствует более тесным и неформальным отношениям.
1. Какие референтные группы существуют лично у вас? Являетесь ли вы членом этих групп?
У меня есть несколько референтных групп, к которым я принадлежу или с которыми себя ассоциирую. Примером референтной группы может быть круг близких друзей, с которыми я делюсь взглядами и ценностями. Еще одной референтной группой может быть сообщество профессионалов, которым я стремлюсь соответствовать в своей работе.
Цель группы формирует не только характер взаимодействий, но и уровень вовлеченности участников. В целевых группах (например, проекты, созданные для выполнения конкретной задачи) отношения участников строятся вокруг эффективности и результатов. В социальных группах (например, клубы по интересам) отношения могут быть более дружелюбными и неформальными, так как основной целью является общение и совместное времяпрепровождение.
1. Опираясь на текст параграфа, сформулируйте ответ на основной вопрос урока. Какие основные группы указаны в тексте?
2. Перенесите в тетрадь и заполните приведённую ниже таблицу. Поставьте плюс в тех клетках, которые соответствуют совместимым группам (например, группа может быть первичной и малой одновременно), и минус в клетках, соответствующих несовместимым группам (например, группа не может быть одновременно малой и большой). Свой выбор аргументируйте.
3. Можно ли сказать, что в раннем возрасте для любого человека более значимыми являются первичные группы, а во взрослом — вторичные? Почему?
Да, можно сказать, что в раннем возрасте для человека более значимыми являются первичные группы, такие как семья, близкие друзья. Это связано с тем, что в детстве формируются основы личности, мировоззрения, социализации, и первичные группы обеспечивают эмоциональную поддержку и стабильность. Во взрослом возрасте большее значение начинают приобретать вторичные группы — профессиональные, общественные, так как они связаны с выполнением социальных и профессиональных ролей, а также карьерным ростом.
4. К какому виду групп относится ваша семья, класс, школа?
Семья относится к первичной группе, так как она играет центральную роль в эмоциональной и социальной поддержке. Класс и школа можно отнести к вторичным группам, так как в них отношения более формальны и связаны с выполнением образовательных задач.
5. Найдите интернет-сообщество, которое можно было бы назвать дислокальной группой. Изучите его основные характеристики: численность, длительность существования. Попробуйте выяснить, какие возрастные категории оно охватывает. К каким типам групп его можно отнести?
Примером дислокальной группы может быть онлайн-форум, посвящённый профессиональной сфере (например, программисты или дизайнеры). Его численность может варьироваться от нескольких сотен до тысяч человек, он может существовать на протяжении нескольких лет. В таком сообществе обычно представлены разные возрастные категории — от студентов до профессионалов с большим опытом. Это сообщество можно отнести к вторичным группам, так как общение в нём в основном формально и связано с профессиональными целями.
6. Сегодня нередко можно столкнуться с мнением, что семья мешает человеку в жизни, препятствует карьерному росту, делает невозможным, например, географическую мобильность. Какие аргументы приводят сторонники и противники данной точки зрения? Какую позицию в этом вопросе занимаете вы?
Сторонники мнения, что семья может мешать человеку в жизни, утверждают, что она может ограничивать личную свободу, препятствовать географической мобильности или карьерному росту, так как семейные обязанности требуют времени и сил. Противники этого утверждают, что семья, наоборот, является источником поддержки и стабильности, что помогает человеку преодолевать трудности и достигать целей. Я придерживаюсь мнения, что семья играет поддерживающую роль, и важно находить баланс между личной жизнью и карьерой.
1. Опираясь на свои знания истории, сформулируйте, группы какого типа преобладали на ранних стадиях развития общества. Как изменялась групповая структура по мере его развития? Какие изменения происходят с ней в наши дни?
На ранних стадиях развития общества преобладали малые первичные группы, такие как родовые общины, племена. Эти группы были связаны кровными узами, и отношения в них основывались на взаимной поддержке и защите. С развитием общества появились вторичные группы, такие как государства, социальные институты, профессиональные объединения. В наши дни всё большее значение приобретают глобальные и виртуальные группы, которые формируются благодаря развитию технологий и интернета.
2. Какое известное литературное произведение можно проанализировать с точки зрения описываемых в нём социальных групп? Можно ли проиллюстрировать литературными примерами теоретические положения параграфа?
Литературное произведение, которое можно проанализировать с точки зрения социальных групп, — это «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. В романе можно увидеть взаимодействие разных групп — военных, светского общества, дружеских и семейных групп. Социальные отношения и ролевые конфликты, которые возникают в произведении, иллюстрируют теоретические положения о влиянии групп на поведение человека.