С какими элементами гражданского общества мы сталкиваемся в повседневной жизни? Что такое стачка? Кто такой С. Ф. Морозов? Какие последствия Морозовская стачка имела для рабочего движения в России? Можно ли считать стачку одним из методов отстаивания интересов гражданского общества? 1. Чем различаются права человека и права гражданина? 2. Как связаны права человека и гражданское общество? 1. Чем государство отличается от гражданского общества? 2. Какие функции выполняет гражданское общество? При помощи каких мер гражданское общество может ограничивать власть государства? Какому событию посвящена картина? В каком голу произошло изображенное на картине событие? Какие права и свободы получили крестьяне? 1. Что такое принцип неотъемлемых естественных прав человека? Какие права включает в себя этот принцип? 2. Что необходимо для обеспечения принципа неотъемлемых естественных прав человека? 3. В чём заключается «особая правовая связь» государства и гражданина? Что изображено на этой картине? Что такое земство (земское учреждение)? При каком правителе они были введены? Какие функции выполняли земства? 1. Почему в правовом государстве принцип верховенства права дополняется положением о гуманизме и разделении властей? 2. Как соотносится гражданское общество и правовое государство? 1. Почему решения центрального правительства могут быть менее эффективными, чем решения местных органов власти? 2. Какие задачи, неподвластные органам государственной власти, решают органы местного самоуправления? 3. Какие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления вы знаете? Назовите три формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, которые указаны в ФЗ -Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», но не названы в тексте. 1. Опираясь на текст параграфа, сформулируйте ответ на основной вопрос урока. 2. Можно ли из наличия в государстве слаборазвитого гражданского общества и плохо функционирующих органов местного самоуправления сделать вывод о существующем в стране политическом режиме? 3. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите три действующих в вашем населённом пункте института гражданского общества и проиллюстрируйте примером реализацию каждым из них какой-либо функции института гражданского общества. 4. Найдите в Интернете данные об изменении числа муниципальных образований в России за последние 10 лет. Используя текстовый редактор Мicrosoft Word составьте диаграмму динамики их численности. Какие выводы можно сделать на основании полученного распределения? Посчитайте темпы роста численности городских и сельских поселений в России за указанный промежуток времени. Какие выводы можно сделать? 5. В лекции одного политолога была высказана мысль о том, что государство может считаться демократическим и правовым, только если оно представляет собой политическую организацию гражданского общества. Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих данную точку зрения. 6. Каким образом вы можете участвовать в жизни местного сообщества? Обсудите, почему это важно. 1. Как соотносятся понятия «гражданское общество» и «местное самоуправление»? Что в них общего и что различного? 2. Обществознание использует несколько очень похожих по написанию, но различных по смыслу терминов: «гражданское общество», «права гражданина» и «гражданское право (отрасль)». Посмотрите значение этих терминов. Что между ними общего и различного? Обязательно ли человеку быть гражданином страны, чтобы участвовать в деятельности гражданского общества? Нужно ли быть гражданином государства, чтобы стать субъектом гражданских правоотношений? 1. Опираясь на изученный материал, сформулируйте ответ на основной вопрос главы. 2. Каким образом политика оказывается связанной с другими сферами жизни общества? Приведите примеры, когда политические решения сказываются на жизни людей в социальной, экономической и духовной сферах. 3. Проанализируйте диаграмму. Изменилась ли доля россиян, зависящих от власти, с 2013 по 2017 г.? Изменилась ли за этот период доля россиян, избегающих контактов с властью? Какой вывод можно сделать на основании приведённых данных? 4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.