menu


ГДЗ по обществознанию 9 класс Сорвин § 11. Демократия




Что такое демократия?

Демократия — это форма государственного устройства, при которой источником власти признаётся народ, а управление государством осуществляется с учётом мнения большинства граждан и с обеспечением их прав и свобод. Демократия основывается на таких принципах, как равенство, свобода слова, выборность органов власти и верховенство закона.

1. В чём заключается содержательное отличие понятия «демократия» от термина «демократический режим»?

Содержательное отличие понятия «демократия» от термина «демократический режим» заключается в том, что демократия обозначает общую идею народовластия и систему ценностей, основанную на правах и свободах человека. В то время как «демократический режим» является конкретной политической формой реализации этой идеи в рамках определённого государства, включающей институты власти, механизмы участия граждан и процедуры принятия решений.

2. Какой из принципов демократии, на ваш взгляд, является системообразующим? Свой ответ обоснуйте.

Системообразующим принципом демократии можно считать принцип народного суверенитета, так как именно он отражает суть демократии как формы власти, где источником легитимности является народ. Этот принцип обосновывает такие демократические механизмы, как выборы, референдумы и участие граждан в политической жизни, обеспечивая взаимодействие между государством и обществом.

Какое событие изображено на картине? Почему крестьяне на выборы едут на парадно украшенных тройках, с флагом и баяном? Почему вместе со взрослыми едут и дети?

1. В чём. на ваш взгляд, состоит основная причина отступления от механизмов прямой демократии и развития институтов представительной демократии?

Основная причина отступления от механизмов прямой демократии и развития институтов представительной демократии связана с увеличением масштабов современных государств и усложнением их политической, экономической и социальной структуры. В условиях большого числа граждан и сложных вопросов управления становится практически невозможно оперативно организовывать массовое обсуждение и принятие решений всем населением. Представительная демократия, через выборы и делегирование полномочий, позволяет эффективно управлять обществом, сохраняя демократические принципы.

2. Какие опасности для общества несёт применение механизмов представительной демократии?

Применение механизмов представительной демократии может нести опасности для общества, такие как отрыв избранных представителей от интересов избирателей, коррупция, влияние узких групп интересов или лоббистов на принятие решений. Кроме того, существует риск низкой политической ответственности представителей, когда они принимают решения, противоречащие воле большинства.

1. Какие функции выполняют выборы в демократическом обществе?

Выборы в демократическом обществе выполняют несколько ключевых функций:

выражают волю граждан, позволяя формировать органы власти на основе предпочтений большинства;
обеспечивают легитимность власти, закрепляя её связь с народом;
способствуют обновлению политической элиты и конкуренции идей;
формируют механизм ответственности представителей перед избирателями.

2. Почему на референдум, как правило, выносят наиболее важные вопросы государственной жизни? Свой ответ обоснуйте.

На референдум, как правило, выносят наиболее важные вопросы государственной жизни, потому что они затрагивают фундаментальные аспекты функционирования государства или общества, такие как изменения конституции, территориальные вопросы или стратегические направления развития. Прямое волеизъявление граждан по таким вопросам гарантирует их легитимность и общественное согласие, так как решения принимаются на основе непосредственного участия народа, а не только представителей.

Кто такой П. А. Столыпин? Чем он известен в истории Российского государства?

Петр Аркадьевич Столыпин (1862–1911) был выдающимся российским государственным деятелем, занимавшим пост председателя Совета Министров (1906–1911). Он известен своими реформами, направленными на модернизацию России, укрепление государственного порядка и решение крестьянского вопроса. Наиболее значимой стала его аграрная реформа, которая предусматривала ликвидацию общинного землевладения, переселение крестьян в Сибирь, поддержку фермерских хозяйств и предоставление крестьянам прав собственности на землю. Столыпин также активно боролся с революционным движением, укрепляя власть и стремясь предотвратить распад страны.

Какие общественно-политические организации в России конца XIX — начала XX в. для достижения своих целей использовали террористические методы?

В конце XIX — начале XX века террористические методы использовали такие революционные организации, как партия социалистов-революционеров (эсеров), боевые группы которых занимались покушениями на государственных деятелей, включая убийство Столыпина. Ранее аналогичные методы применяли члены организации «Народная воля», ответственные за убийство императора Александра II в 1881 году.

1. Какие формы политического участия относят к правомерным, а какие — к неправомерным?

К правомерным формам политического участия относят участие в выборах, проведение митингов и демонстраций в рамках закона, участие в общественных обсуждениях, работа в политических партиях и организациях, направленных на мирное выражение гражданской позиции.

К неправомерным формам относятся действия, нарушающие закон: организация незаконных акций, насильственные действия в отношении органов власти или граждан, подстрекательство к беспорядкам.

2. Какую деятельность российское законодательство относит к экстремистской?

1. Чем объясняется невысокая активность избирателей? Почему более образованные граждане не используют своё право голосовать так же, как и менее образованные?

Невысокая активность избирателей может объясняться несколькими факторами, включая недоверие к избирательной системе, апатию, недостаточную информированность о выборах и кандидатах, а также ощущение, что их голос не повлияет на общий результат. Образованные граждане иногда более склонны к критическому восприятию политической системы и скептицизму, что может снижать их мотивацию участвовать в голосовании. В то же время менее образованные граждане могут быть более восприимчивы к простой пропаганде или агитации.

2. В чем автор текста видит главную причину неучастия в выборах? Назовите причину спада избирательной активности населения.

3. Опираясь на обществоведческие знания, назовите последствия избирательной пассивности граждан; предложите способ повышения активности населения на выборах.

Избирательная пассивность приводит к снижению легитимности власти, так как её представители избираются меньшинством граждан. Это может ослабить общественный контроль за действиями власти и снизить эффективность демократических институтов.

Для повышения избирательной активности можно предложить следующие меры:

Повышение уровня информированности граждан о значении выборов и роли каждого голоса.
Создание удобных условий для голосования, таких как дистанционные или электронные выборы.
Пропаганда политической культуры через образование, чтобы формировать осознание важности участия в управлении государством.
Проведение независимых кампаний по борьбе с фальсификациями, чтобы повысить доверие к избирательной системе.

1. Чем пассивное избирательное право отличается от активного?

Пассивное избирательное право — это право граждан быть избранными на выборные должности или в представительные органы власти. Оно предоставляется гражданам, достигшим определённого возраста, который зависит от уровня выборов. Например, для избрания депутатом Государственной Думы России требуется достичь 21 года, а для избрания президентом РФ — 35 лет.

Активное избирательное право — это право граждан участвовать в выборах, голосуя за кандидатов или партии. В Российской Федерации это право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет.

2. Какие формы политического участия доступны несовершеннолетним гражданам РФ по достижении возраста 16 лет?

Несовершеннолетние граждане Российской Федерации с 16 лет могут участвовать в некоторых формах политической жизни, не связанных с избирательным процессом. Среди них:

Участие в молодёжных и общественных организациях, таких как Молодёжные парламенты или молодёжные советы, где рассматриваются вопросы, связанные с жизнью молодёжи и общества.
Участие в митингах, демонстрациях и других законных акциях, выражая своё мнение в рамках закона.
Участие в волонтёрских движениях, направленных на решение общественных проблем.
Обсуждение и продвижение общественных инициатив, включая обращение к властям с помощью петиций или открытых писем.
Участие в образовательных программах, связанных с повышением правовой грамотности и политической культуры.

1. Опираясь на текст параграфа, сформулируйте ответ на основной вопрос урока.

2. Как вы понимаете словосочетание «тирания большинства»? Почему одним из принципов демократии является наличие у меньшинства права на выражение своего несогласия с большинством?

Словосочетание «тирания большинства» означает ситуацию, когда решения большинства в демократическом обществе ущемляют права или интересы меньшинства. Этот термин описывает угрозу, когда воля большинства игнорирует свободу и права людей, находящихся в меньшинстве. Одним из принципов демократии является защита права меньшинства на выражение несогласия, поскольку это способствует равенству, плюрализму и предотвращению злоупотребления властью. Уважение мнений меньшинства укрепляет стабильность общества и способствует поиску компромиссов.

3. Верно ли высказывание: «Референдум — это инструмент прямой демократии, а плебисцит — элемент представительного правления-? Свой ответ обоснуйте.

Высказывание, что «референдум — это инструмент прямой демократии, а плебисцит — элемент представительного правления», не совсем верно. Референдум действительно является формой прямой демократии, когда граждане сами принимают решение по важным вопросам государственной жизни. Плебисцит — это также форма голосования, но он может быть использован для легитимации решений, уже предложенных властью, что иногда сближает его с элементами представительного управления. Однако оба механизма относятся к прямой демократии, так как предполагают непосредственное участие граждан.

4. Согласно российскому законодательству граждане, осуждённые и отбывающие наказание, временно лишаются права голосовать и быть избранными. Как вы считаете, для чего была введена эта мера? Необходимо ли лишать избирательных прав граждан, отбывающих наказания в местах лишения свободы? Свой ответ обоснуйте.

Лишение избирательных прав граждан, отбывающих наказание, связано с необходимостью ограничить влияние людей, нарушивших закон, на принятие общественно значимых решений. Эта мера также символически подчёркивает связь между ответственным поведением и правами в демократическом обществе. Однако лишение права голосовать является спорным вопросом. Некоторые считают, что оно подрывает принцип всеобщего избирательного права и может затруднить социальную реабилитацию осуждённых. Другие полагают, что избирательные права необходимо временно ограничивать, чтобы сохранить легитимность правовой системы.

5. Проведите несколько интервью с представителями разных поколений на тему, что такое демократия. Ответы представьте графически. Обсудите в классе выводы, которые можно было бы сделать






ГДЗ по обществознанию 9 класс учебник Сорвин Параграф 11

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):