Вспомните из курса всеобщей истории, в какой стране и когда появился парламент. В какой стране и когда появилась должность президента страны?
Парламент впервые появился в Англии в 13 веке (1215 год). Должность президента страны впервые появилась в США в 1789 году.
Имена каких руководителей современного Российского государства вам известны (назовите должность, фамилию, имя и отчество)?
Имена руководителей современного Российского государства: Владимир Путин (Президент Российской Федерации).
Сколько было президентов СССР? Какое время Президентом СССР был М. С. Горбачёв? Как поменялись сроки полномочий Президента РФ?
В истории СССР было 6 президентов. Михаил Сергеевич Горбачёв был Президентом СССР с 15 марта 1990 года до 25 декабря 1991 года. Сроки полномочий Президента РФ изменялись: до 1996 года — 4 года, с 1996 года — 4 года, с 2012 года — 6 лет.
В чём, на ваш взгляд, заключается ответственность Президента РФ перед своими гражданами?
Ответственность Президента РФ перед гражданами заключается в обеспечении благосостояния страны, защите прав и свобод граждан, поддержании стабильности и безопасности.
Сравните полномочия Совета Федерации и Государственной Думы. Какой вывод можно сделать об их роли в системе государственной власти?
Совет Федерации и Государственная Дума — две палаты Федерального Собрания России. Совет Федерации представляет субъекты Федерации и осуществляет координацию между ними, а Государственная Дума — представляет интересы населения. Различия в полномочиях показывают, что они выполняют разные функции в системе государственной власти, сенатская и представительская соответственно.
Изучите упрощённую схему принятия законов (с. 100) и составьте по ней краткий рассказ.
Сравните полномочия Президента РФ и Правительства РФ в области внешней и внутренней политики. Укажите на основное различие. Как вы можете его объяснить?
1. Объясните, в чём заключается принцип разделения властей в демократическом государстве. Приведите примеры законодательных, исполнительных и судебных органов.
Принцип разделения властей в демократическом государстве заключается в распределении полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти для обеспечения баланса и контроля. Примеры органов включают законодательные – Государственная Дума, исполнительные – Правительство России, и судебные – Верховный Суд.
2. Какие функции выполняют в нашей стране Президент, Федеральное Собрание, Правительство, федеральные суды?
Президент РФ выполняет функции главы государства и верховного командующего Вооруженными Силами. Федеральное Собрание – законодательная власть, разделенная на две палаты. Правительство занимается исполнением законов и управлением страной. Федеральные суды осуществляют судебную власть.
3. Как принимаются законы в Российской Федерации? Какие нормативные правовые акты издают органы власти РФ?
Законы в Российской Федерации принимаются путем рассмотрения и принятия Государственной Думой и Советом Федерации, после чего подписываются Президентом. Нормативные правовые акты издают органы исполнительной власти, включая Правительство РФ.
Составьте и заполните соответствующую таблицу.
4. Как связаны между собой различные органы государственной власти РФ?
Органы государственной власти в РФ связаны взаимными отношениями через систему контроля и сбалансированных полномочий. Законодательная, исполнительная и судебная ветви взаимодействуют для обеспечения эффективности и соблюдения конституционных принципов.
5. В чём, по вашему мнению, выражается особенность положения Президента РФ в системе разделения властей? Какое значение имеет всенародный характер избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы для политической жизни страны?
Особенность положения Президента в системе разделения властей выражается в его статусе главы государства и верховного командующего. Всенародный характер избрания Президента и депутатов Государственной Думы придает им легитимность и подчеркивает демократический характер политической системы страны.
6. Как связаны двухпалатный состав парламента и федеративное государственное устройство?
Двухпалатный состав парламента тесно связан с федеративным государственным устройством. Одна палата, как правило, представляет интересы субъектов федерации (верхняя палата или сенат), а другая — население страны в целом (нижняя палата или дума). Это обеспечивает баланс между централизацией и децентрализацией в управлении страной.
7. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать глава государства? Какие из этих качеств присущи лично вам? Хотели бы вы стать президентом нашей страны? Почему?
Глава государства должен обладать лидерскими качествами, интеллектом, стратегическим мышлением, умением принимать взвешенные решения. Лично для меня важными качествами являются ответственность, честность и способность вдохновлять других. Стать президентом страны я бы не хотел, так как это требует особых навыков и опыта, которыми я не обладаю.
8. Ежегодно Президент России отвечает на вопросы граждан в прямом телеэфире. Представьте, что вы участник такого телеэфира. Какие вопросы вы бы задали Президенту?
Если бы я участвовал в прямом телеэфире с Президентом России, я бы задал вопросы о социально-экономическом развитии страны, поддержке предпринимательства, мерах по улучшению образования и здравоохранения, а также о планах по решению экологических проблем.
9. При Президенте России действует Государственный совет, не предусмотренный Конституцией РФ. Изучите в дополнительных источниках материалы о его составе, функциях, деятельности и подготовьте сообщение.
Государственный совет при Президенте России является консультативным органом. Его задачи включают анализ и разработку предложений по вопросам внутренней и внешней политики. Состав, функции и деятельность Государственного совета подробно описаны в дополнительных источниках, доступных для ознакомления.
10*. Изучите конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, в котором вы живёте. Нарисуйте схему разделения властей на примере организации государственной власти в вашем регионе. Кто возглавляет каждый из органов власти в вашем субъекте?
11. Сделайте небольшое сообщение-презентацию о любом министре современной России, главе Конституционного или Верховного Суда РФ.
12*. На основе Конституции РФ нарисуйте схему участия различных органов власти РФ в формировании состава друг друга.
13*. Найдите в Интернете сайт «Российской газеты». Выпишите названия законов, принятых недавно в нашей стране.
14. Подготовьте краткое сообщение о любом из президентов нашей страны.
15. Прочитайте отрывок из любой статьи на политическую тему в выбранной вами газете. Определите, какие суждения носят фактический характер, а какие — оценочный.
16. Используя памятку 15, составьте план пункта «Президент Российской Федерации».
17. Узнайте, где находится ближайший к вам суд.