Из курса 7 класса вспомните, что такое социальные нормы. Что такое социальный контроль? Кто и как его осуществляет? Какое поведение не соответствует социальным нормам? Вспомните ситуацию из жизни, когда вы нарушили какую-либо норму. Из-за чего это произошло? Какие виды патологических зависимостей вы знаете? Подумайте, почему отклоняющееся поведение особенно характерно для подростков. Какие, на ваш взгляд, существуют причины отклоняющегося поведения, кроме тех, что указаны в тексте? 1. Расскажите о видах и развитии социальных норм. 2. Перечислите как можно больше примеров, иллюстрирующих способы и виды социального контроля. 3. Какие способы контроля за поведением более значимы для вас: поощрения или наказания? Почему? Как вы полагаете, совпадут ли ваши ответы с ответами ваших одноклассников? 4. Используя материалы параграфа и знания, полученные ранее, определите, как связаны между собой отклоняющееся поведение и ролевой конфликт. 5. Почему, на ваш взгляд, древнейшие социальные нормы применяются и в современном мире? Приведите примеры таких норм. 6. Почему негативное девиантное поведение в подростковой среде несёт особую угрозу личности подростка и имеет повышенную социальную опасность? 7. Встречаются ли примеры девиантного поведения в вашем ближайшем окружении? Как они проявляются? Подумайте над причинами их возникновения. 8. Какого образа жизни, норм морали и правил поведения придерживаетесь лично вы?