Вспомните, что такое социализация. Какие основные периоды выделяют в жизни человека социологи и психологи? Перечислите как можно больше социальных групп, членом которых вы являетесь. Попробуйте определить положение в обществе одной из этих групп. Охарактеризуйте своё положение в этой группе. Из курса обществознания 6 класса вспомните, в чём состоят проявления кризиса подросткового возраста. Проанализируйте ваши ответы на вопрос «Кто вы?» и выделите из них те, которые характеризуют именно ваше положение в обществе. Перечислите как можно больше прав и обязанностей любого своего статуса. Назовите один из ваших личных статусов. Какие значения имеет слово «роль»? Есть ли у вас какая-либо роль в обществе? Какие роли играют члены вашей семьи? Назовите ваши формальные и неформальные роли. Вспомните, каковы конституционные обязанности детей и родителей. Из курса обществознания 7 класса вспомните основные права и обязанности детей и родителей согласно Семейному кодексу РФ. Каковы ваши представления о семейных ролях? Готовы ли вы обсудить свою роль в семье с вашими родителями? Свой ответ объясните. 1. Что такое социализация? Назовите периоды социализации. 2. Дайте определения социального статуса и социальной роли. В чём их различие? 3. Какими бывают статусы? 4. Что такое социальная роль и ролевое поведение? 5. Какими могут быть социальные роли? Как они соотносятся между собой? 6. Что такое ролевой конфликт? Какими бывают ролевые конфликты? Каковы способы выхода из ролевого конфликта? 7. Какие из своих статусов вы считаете самыми важными? Почему? 8. Какие социальные роли вы считаете для себя наиболее важными? Обоснуйте вашу точку зрения. 9. Каким статусным набором вы бы хотели обладать через 10 лет: 1) гражданин России, семьянин, отец/мать, профессионал, домовладелец; 2) гражданин США, студент, холостой/не замужем, квартиросъёмщик? Объясните ваш выбор. 10. Перечисляя свои статусы, девятиклассник Сергей назвал: хозяин собаки, школьник, внук, весельчак, староста класса, человек, козерог. Найдите ошибки в этом списке. 11*. К какому виду относятся такие статусы, как уволенный с работы, получивший инвалидность, беженец? 12. Как соотносятся статус человека и его личные качества? Может ли человек изменить свой статус? 13. Предложите вариант выхода из ролевого конфликта ученика и друга, решая вопрос, давать или не давать списывать однокласснику. 14. Придумайте сюжеты вашего общения с людьми разных профессиональных статусов. 15. Узнайте у ваших родственников, родителей или знакомых, попадали ли они в ситуации ролевого конфликта. Какие способы выхода из него они использовали? 16. Попросите кого-либо из своих родственников перечислить статусы, которые у них были в 15 лет. В чём вы видите разницу со своими статусами? 17. Представьте, какие свои статусы перечислил бы ваш ровесник из США. Чем они были бы похожи, а чем отличались бы от ваших? 18. Вспомните ситуации из вашей жизни, когда вам надо было выполнять две разные социальные роли одновременно. Как вы вышли из этого положения? Довольны ли вы результатами? На основе личного опыта и текста параграфа составьте список рекомендаций для человека, попавшего в ситуацию ролевого конфликта.