Вспомните, что такое социализация. Какие основные периоды выделяют в жизни человека социологи и психологи?
Социализация представляет собой процесс обучения и взаимодействия индивида с обществом, в ходе которого он усваивает социальные навыки, нормы и ценности. Социологи и психологи выделяют несколько основных периодов в жизни человека, включая детскую социализацию, подростковую, молодежную, взрослую и пожилой возраст.
Перечислите как можно больше социальных групп, членом которых вы являетесь. Попробуйте определить положение в обществе одной из этих групп. Охарактеризуйте своё положение в этой группе.
Семья - в этой группе я играю роль члена семьи, взаимодействуя с родителями.
Друзья - социальной группе друзей я занимаю определенное положение, основанное на взаимоотношениях, общих интересах и поддержке.
Из курса обществознания 6 класса вспомните, в чём состоят проявления кризиса подросткового возраста.
Во-первых, подростки часто испытывают кризис самоидентификации. Они начинают осознавать себя как индивидов, идентифицируясь с определенными ценностями и идеалами. Этот поиск себя может привести к конфликтам с окружающим миром и родителями.
Во-вторых, происходит кризис социальной адаптации. Подростки стремятся найти свое место в обществе, определить свою роль и статус. Это может сопровождаться неуверенностью, стремлением к самоутверждению и поиском своей социальной идентичности.
Проанализируйте ваши ответы на вопрос «Кто вы?» и выделите из них те, которые характеризуют именно ваше положение в обществе.
Перечислите как можно больше прав и обязанностей любого своего статуса.
Назовите один из ваших личных статусов.
Один из моих личных статусов - ученик. Я активно занимаюсь учебой, посещаю школу и стараюсь раскрывать свой потенциал в учебных предметах.
Какие значения имеет слово «роль»? Есть ли у вас какая-либо роль в обществе?
Слово "роль" может иметь несколько значений. В контексте общества, роль - это набор поведенческих ожиданий и обязанностей, связанных с определенным статусом. У меня, как ученика, есть роль в обществе, которая включает в себя обучение, соблюдение правил и взаимодействие с учителями и одноклассниками.
Какие роли играют члены вашей семьи?
Члены моей семьи играют различные роли. Например, родители могут быть родителями, работниками и друзьями, выполняя различные социальные функции в разных обстоятельствах.
Назовите ваши формальные и неформальные роли.
Мои формальные роли включают в себя статус ученика. Неформальные роли включают в себя роль друга, поддержки для близких.
Вспомните, каковы конституционные обязанности детей и родителей. Из курса обществознания 7 класса вспомните основные права и обязанности детей и родителей согласно Семейному кодексу РФ.
Каковы ваши представления о семейных ролях? Готовы ли вы обсудить свою роль в семье с вашими родителями? Свой ответ объясните.
1. Что такое социализация? Назовите периоды социализации.
Социализация - это процесс усвоения индивидом ценностей, норм, знаний и навыков, необходимых для успешного взаимодействия в обществе. Периоды социализации включают:
Детская социализация: с раннего детства до начала школы. Школьная социализация: период обучения в школе. Подростковая социализация: период формирования личности и идентичности. Взрослая социализация: взаимодействие в рабочей среде, семье, обществе.
2. Дайте определения социального статуса и социальной роли. В чём их различие?
Социальный статус - это положение индивида в социальной структуре общества. Социальная роль - это ожидаемое обществом поведение индивида, связанное с его статусом. Их различие заключается в том, что статус - это положение, а роль - соответствующее ему поведение.
3. Какими бывают статусы?
Статусы представляют собой социальные положения и позиции, которые индивид занимает в обществе. Они могут быть присвоены по разным критериям, таким как профессия, семейное положение, гражданство и другие.
4. Что такое социальная роль и ролевое поведение?
Социальная роль - это набор ожиданий и требований, связанных с определенным статусом. Ролевое поведение представляет собой способ, которым индивид выполняет эти требования и соответствует ожиданиям.
5. Какими могут быть социальные роли? Как они соотносятся между собой?
Социальные роли бывают разнообразными: профессиональные, семейные, гражданские и т.д. Они соотносятся между собой в контексте жизни индивида, взаимодействуя и влияя друг на друга. Например, роль родителя может взаимодействовать с профессиональной ролью, создавая ролевые конфликты или поддерживая баланс.
6. Что такое ролевой конфликт? Какими бывают ролевые конфликты? Каковы способы выхода из ролевого конфликта?
Ролевой конфликт представляет собой несовместимость требований различных социальных ролей, которые личность играет одновременно. Он может возникнуть из-за конфликта между ролями работника и родителя, например. Ролевые конфликты бывают индивидуальными, когда требования одной роли противоречат другой внутри личности, и межличностными, когда ожидания социума конфликтуют между участниками взаимодействия.
7. Какие из своих статусов вы считаете самыми важными? Почему?
Для меня важными являются статусы гражданина, профессионала и члена семьи. Гражданский статус обеспечивает права и обязанности в обществе, профессиональный статус связан с личным ростом и вкладом в общество, а статус члена семьи отражает межличностные отношения и поддержку.
8. Какие социальные роли вы считаете для себя наиболее важными? Обоснуйте вашу точку зрения.
Самыми важными социальными ролями для меня являются роль друга, поддержки и творческого исполнителя. Роль друга обеспечивает социальную связь, роль поддержки важна для взаимопомощи в семье и обществе, а творческий исполнитель отражает мой интерес к самовыражению и развитию.
9. Каким статусным набором вы бы хотели обладать через 10 лет: 1) гражданин России, семьянин, отец/мать, профессионал, домовладелец; 2) гражданин США, студент, холостой/не замужем, квартиросъёмщик? Объясните ваш выбор.
Через 10 лет я предпочел бы обладать статусами гражданина России, семьянина, профессионала и домовладельца. Этот выбор основан на желании сохранить связь с родиной, укрепить семейные отношения, достигнуть успеха в профессии и обеспечить стабильное жилье для себя и семьи.
10. Перечисляя свои статусы, девятиклассник Сергей назвал: хозяин собаки, школьник, внук, весельчак, староста класса, человек, козерог. Найдите ошибки в этом списке.
Сергей допустил ошибку, включив в список статусы, которые являются личными характеристиками (весельчак, человек, козерог) и не являются формальными социальными статусами.
11*. К какому виду относятся такие статусы, как уволенный с работы, получивший инвалидность, беженец?
Статусы "уволенный с работы", "получивший инвалидность", "беженец" относятся к статусам жизненной ситуации. Эти статусы определяются конкретными обстоятельствами в жизни индивида и могут быть временными.
12. Как соотносятся статус человека и его личные качества? Может ли человек изменить свой статус?
Статус человека и его личные качества взаимосвязаны, но не однозначно. Личные качества могут влиять на статус, например, успешность в профессии может повысить социальный статус. В то же время, статус, такой как гражданин или профессионал, может формировать определенные ожидания и стереотипы относительно личных качеств. Человек может изменить свой статус через достижение новых образовательных, профессиональных или личных целей.
13. Предложите вариант выхода из ролевого конфликта ученика и друга, решая вопрос, давать или не давать списывать однокласснику.
14. Придумайте сюжеты вашего общения с людьми разных профессиональных статусов.
15. Узнайте у ваших родственников, родителей или знакомых, попадали ли они в ситуации ролевого конфликта. Какие способы выхода из него они использовали?
16. Попросите кого-либо из своих родственников перечислить статусы, которые у них были в 15 лет. В чём вы видите разницу со своими статусами?
17. Представьте, какие свои статусы перечислил бы ваш ровесник из США. Чем они были бы похожи, а чем отличались бы от ваших?
18. Вспомните ситуации из вашей жизни, когда вам надо было выполнять две разные социальные роли одновременно. Как вы вышли из этого положения? Довольны ли вы результатами? На основе личного опыта и текста параграфа составьте список рекомендаций для человека, попавшего в ситуацию ролевого конфликта.