1. В чём главная отличительная черта древнерусской книжности, литературы XVIII и первой половины XIX века и что объединяет эти три литературные эпохи? 2. В чём проявилось жанровое своеобразие литературы Древней Руси? Охарактеризуйте жанр жития, опираясь на конкретные литературные примеры. 3. Какое место в истории отечественной литературы занимает «Слово о полку Игореве»? Что имел в виду академик Д.С. Лихачёв, назвав эту поэму «золотым словом русской литературы»? 4. Какие исторические и культурные процессы оказали влияние на формирование «новой» русской литературы в XVIII столетии? 5. Чем русский классицизм отличался от западноевропейского? Какое значение имели классицистические нормы и правила для развития отечественной литературы и в чём причина многочисленных «отступлений» от них в творчестве русских поэтов, прозаиков и драматургов? 6. Какие изменения претерпела «ломоносовская» ода в творчестве Г.Р. Державина и А.С. Пушкина? Какова дальнейшая литературная судьба этого жанра? 7. Что нового внёс в русскую литературу сентиментализм? Каковы заслуги А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина в формировании этого литературного течения? 8. Каковы основные черты романтизма как литературного направления? Какие художественные открытия явила отечественная «школа гармонической точности»? Какое место в поэзии русского романтизма занимает творчество К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского? Какие произведения русских поэтов-романтиков являются признанными шедеврами? 9. Какую роль в развитии отечественной драматургии и литературы в целом сыграла комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»? Как в грибоедовской пьесе взаимодействуют нормы классицизма, принцип романтического двоемирия и черты нарождающегося реализма? 10. Какие персонажи мировой литературы перекликаются с образом Чацкого из «Горя от ума»? Разъясните содержание понятий «бродячий сюжет», «сквозной мотив», «вечный образ». 11. Чем ознаменовался «пушкинский» период в развитии отечественной литературы? Прокомментируйте слова Н.В. Гоголя, который утверждал, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет». 12. Каким образом важнейшие этапы творческого пути А.С. Пушкина отразили общие закономерности развития отечественной литературы? Как проявился пушкинский гений в различных литературных родах и жанрах? Какие из его произведений являются вершинами творчества художника? 13. В чём уникальность и художественное совершенство романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? Что делает это произведение необходимой частью русского «культурного ландшафта»? 14. Какое место в русской литературе занимает творчество М.Ю. Лермонтова? Как в нём соотносятся «байроническое» и «почвенническое» начала? Чем притягателен лирический герой лермонтовской поэзии 15. Какие достижения русской прозы вобрал в себя и приумножил философский роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? С какими образами мировой и отечественной литературы внутренне перекликается лермонтовский Печорин? 16. Чем охарактеризовался «гоголевский» период в развитии русской литературы? Каковы художественные открытия Гоголя-драматурга? Какую проблематику вобрал в себя и отобразил гоголевский эпос? 17. В чём смысл сравнения поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» с «Божественной комедией» Данте? Какие вечные вопросы решают авторы этих произведений? 18. Каковы характерные черты реализма как литературного направления? Какой вклад в его развитие внесли писатели XVIII века, а также представители золотого века русской литературы — А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь? 19. Что, по вашему мнению, определяет самобытность русской литературной классики, её непреходящую художественную ценность? Сформулируйте вашу позицию в кратком эссе на данную тему. 20. Обратившись к обзору, завершающему курс, подумайте над вопросом: в чём проявляется непрерывность историко-литературного процесса, его преемственность?