Лермонтов
Страница 250
1. Почему пейзаж, нарисованный в начале стихотворения «Парус», не реален, а является лишь предметом или импульсом для размышлений?
Пейзаж, описанный в начале стихотворения "Парус", обладает особым символическим характером и представляет собой не столько реальное изображение морского пейзажа, сколько метафору для внутренних размышлений поэта. Голубое море, белеющий парус, туман — все эти элементы служат лишь фоном для выражения чувственных переживаний, философских размышлений и эмоционального состояния поэта.
2. С помощью какого литературного приёма создаётся контрастная картина в стихотворении?
Контрастная картина в стихотворении создается с помощью литературного приема контраста. Лермонтов использует противопоставление элементов природы (светлей лазури, золотой луч солнца) и стремлений паруса (просьба о бурях). Этот контраст подчеркивает различие между ярким солнечным светом над морем и стремлением паруса к бурям, создавая эффект драматического противоречия. Такой прием помогает выразить философскую идею о том, что искать покой в бурях — это несбыточное стремление, и подчеркивает тему внутренней борьбы человека с самим собой и судьбой.
Страница 255
1. Чему посвящено стихотворение и когда написано?
Стихотворение написано в 1837 году и посвящено памяти Александра Сергеевича Пушкина. Автор выражает свою боль и негодование перед несправедливой участью поэта.
2. Как строится лирический монолог и как меняется его стиль на протяжении всего текста? Какими средствами это достигается?
Стихотворение строится как лирический монолог, в котором поэт обращается к государю, к обществу и к потомкам, выражая свои чувства и мысли. Стиль меняется в зависимости от адресата и эмоционального окраса. В начале преобладает призыв к государю, а в конце — эмоциональное обращение к потомкам.
3 . Можно ли считать, что в стихотворении сочетаются черты разных жанров (ода, воспоминания, элегия и пр.)? Найдите в тексте стихотворения признаки разных жанров.
Стихотворение "Смерть поэта" сочетает черты различных жанров, таких как элегия, ода, и даже элементы драмы. Элегичные черты проявляются в выражении скорби и печали, ода — в высоких, возвышенных обращениях к государю и потомкам, а элементы драмы — в сюжете и напряженных моментах.
Страница 257
М. Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта»
1. Стихотворение «Смерть Поэта» М. Ю. Лермонтова — подтверждение его мыслей о тяжёлой и суровой доле певца-поэта. Удаётся ли это выразить актёру в чтении стихотворения? Как помогает этому музыкальное сопровождение?
2. Почему актёр делает долгую паузу перед словами «И он убит...»? Что в состоянии лирического героя подчёркивает эта пауза? Помогает ли нам понять и прочувствовать это состояние музыка?
3. С какими чувствами прочитаны актёром последние 16 строк стихотворения, начиная со слов «А вы, надменные потомки...»? Как вы прочитали бы эти строки? Почему именно так?
Страница 259
1. Почему, перечисляя то, что любит (например, степей холодное молчанье, полное гумно, избу, покрытую соломой, пляску с топаньем и свистом...), автор говорит — «за что, не знаю сам...»?
Автор, перечисляя свои предпочтения, выражает неопределенность по поводу причин своих предпочтений. Он говорит о любви к степям, крытым соломой избам, звукам пляски, но при этом признается, что не знает точно, за что именно он любит все это. Это выражение "за что, не знаю сам..." подчеркивает неопределенность и эмоциональную глубину чувств автора. Возможно, это своего рода рефлексия над тем, какие чувства и воспоминания вызывает в нем Родина, выраженная через природу и быт.
2. Согласны ли вы с тем, что не всё из перечисленного достойно любви, например избы, покрытые соломой? И всё-таки они милы его сердцу. Как можно это объяснить? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
М. Ю. Лермонтов. «Родина»
1. Какими интонациями передана в стихотворении поэта любовь к Родине? Как помогают в этом убыстрение ритма, взволнованность произнесения? Как вы объясните, почему свою любовь к Родине поэт называет странной?
В стихотворении Лермонтов передает свою любовь к Родине через интонации восторга и взволнованности. Ускорение ритма и взволнованность произнесения служат средствами, позволяющими передать эмоциональную насыщенность чувств. Странность любви к Родине проявляется в том, что поэт любит нечто неопределенное, труднопостижимое - молчание степей, пляску с топаньем. Это стремление к неизведанному, к чему-то, что не поддается логике или объяснению словами. Лермонтов, описывая свою любовь к Родине, прибегает к образам природы и быта, что придает его стихотворению образность и эмоциональную глубину.
2. Чтение актёра сопровождают музыкальные вариации на тему романса на слова М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». Как вы думаете, почему выбрана именно эта музыка?
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть, подчеркнув «странность» любви поэта, окрасив воспоминания о родной земле и милых просторах чувством лёгкой, светлой грусти.
Страница 261
1. Какие свойства поколения обнажены в элегии «Дума»?
В элегии "Дума" Михаил Лермонтов выявляет основные черты поколения своего времени. Он обнажает пресыщенность и лень как главные недостатки этого поколения. Молодые люди, выросшие в достатке, чувствуют себя удовлетворенными и богатыми еще с самого начала своей жизни. Однако, несмотря на свои возможности, они проявляют равнодушие к искусству, отсутствие вдохновения в работе и равнодушие к чувствам, дружбе и любви. Лермонтов также критикует их малодушие перед несправедливостью власти и их отсутствие стремления к свободе мысли и идей.
2. Какую роль играют в произведении ораторский стиль, слова общественно-политического содержания (познанья, сомненья, бездействия и пр.), поэтические и прозаические обороты?
3. В чём сложность лермонтовской позиции в «Думе»? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Страница 265
1. В чём смысл стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк»? Почему пророку пришлось удалиться в пустыню?
Стремление пророка к провозглашению любви и чистых истин встречается с непониманием и враждебностью со стороны окружающих. Он становится свидетелем злобы и порока, скрытых в глазах людей. Оказавшись изгнанным и одиноким, он уходит в пустыню, как символ уединения с истиной, далеко от шумного мира.
2. Почему люди не поверили пророку и как за это наказаны?
Люди, не восприняв пророка и бросившие в него камни бешено, оказываются наказанными. Пророк, сохраняя свою верность и заботу о природе, становится властителем земли, и тварь покорна ему. Звезды слушают его, лучами радостно играя. Таким образом, Лермонтов через образ пророка выражает идею о том, что истина и любовь часто не понимаются и отвергаются обществом, но в конце концов, они обладают властью и вечны.
3. Сопоставьте лермонтовское и пушкинское стихотворения о пророке. В чём сходство и в чём различие? Подготовьте письменный сопоставительный анализ двух «Пророков».
Страница 267
1. На какие части делится стихотворение? Как сопоставляются судьба кинжала и судьба поэта?
В глазах Лермонтова стихотворение "Поэт" предстает как бриллиант, олицетворяющий разностороннюю судьбу поэта и его дара. Переливы и оттенки в этом произведении создают особый мозаичный рисунок, раскрывая глубину мыслей поэта.
Первая часть стихотворения описывает кинжал с его золотой отделкой, булатом, историей службы в горах. Кинжал, символ воинской силы, теряет свой смысл после гибели героя, становясь бесславным украшением. Этот образ служит аллегорией судьбы поэта, лишенного признания и забытого обществом.
Сопоставление жизни кинжала и поэта выделяет общий мотив утраты. Оба они прежде были нужными и ценными: кинжал - в бою, поэт - в моменты торжества и беды народа. Однако, с течением времени и изменением общественных ценностей, их ценность угасает.
2. С чем сравнивает поэт силу слова? Кому оно было нужно? Почему прошло это время?
Силу слова Лермонтов сравнивает с колоколом на башне вечевой, вибрирующим в ответ на мысли благородных людей. Это было нужно в дни торжеств и бед народных. Однако в наше время, как старая краса, стихи поэта становятся устаревшими и неинтересными, теряя свое значение в современном обществе.
3. Какие слова придают горестный и сатирический оттенок про исходящему (наш ветхий мир, осмеянный про рок, продолжите ряд)?
Горестный и сатирический оттенок проходит через слова, олицетворяющие наш ветхий мир, осмеянный пророк. Здесь Лермонтов выражает свою разочарованность нравами и ценностями современной ему эпохи, видя в ней деградацию и утрату духовных ценностей.