menu
person


ГДЗ по литературе 9 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 162-201



Пушкин

Страница 162

1. Какая мысль выдвигается в стихотворении на первый план и почему?

Основная мысль, выдвигаемая в стихотворении, — это преданность Отчизне и надежда на наступление свободы. Пушкин призывает к преданности и готовности посвятить свои души и жизнь великой идее свободы России.

2. Какие значения включает в себя строка «Пока свободою горим...»?

Эта строка выражает идею о том, что пока народ ощущает свободу и готов бороться за нее, пока сердца остаются честными и преданными высоким идеалам, они живы и полны энтузиазма. Это также может включать в себя идею, что свобода - это нечто ценное и уязвимое, что нужно беречь и бороться за нее.

3. С чем сравнивает поэт ожидание вольности для своей Отчизны?

Поэт сравнивает ожидание вольности для своей Отчизны с ожиданием свидания молодого любовника. Это сравнение придаёт эмоциональную окраску, подчёркивая страстное желание свободы и надежду на ее наступление, аналогичные чувствам влюбленного, ждущего встречи с возлюбленной.

4. Как вы понимаете концовку стихотворения?

В конце Пушкин описывает будущее, в котором Россия проснется от самодержавия, и имена тех, кто сражался за свободу, будут вписаны на обломках самовластья. Это можно понимать как предвидение грядущих перемен, восстания против тирании и установление свободы. Концовка подчеркивает оптимизм и веру в светлое будущее для страны.

А. С. Пушкин. «К Чаадаеву»

1. В этом стихотворении пушкинское вольнолюбие проявилось с особой силой. При столкновении с реальностью мечта о славе, любви и свободе оборачивается сомнением. Как это звучит в актёрском чтении?

В актёрском чтении можно передать сомнения, разочарование и тонкую грусть. Голос может быть пропитан утратой невинности, когда идеализированные представления о свободе и славе сталкиваются с реальностью. Актёр может использовать мягкие интонации, но с некоторым оттенком грусти, чтобы подчеркнуть изменение восприятия.

2. В финале стихотворения печальный тон сменяется бодрым, жизнерадостным. Какие интонации, паузы, логические ударения использует актёр? Как они помогают нам почувствовать эти перемены?

В финале, где печальный тон сменяется бодрым и жизнерадостным, актёр может изменить тембр и интонации. Голос может стать более ярким, поднимающимся вверх, а ритм станет более подвижным. Паузы могут быть короткими, чтобы подчеркнуть энергию и оптимизм. Логические ударения на словах "Звезда", "Россия", "счастья" могут быть выделены, чтобы подчеркнуть ключевые моменты, олицетворяющие положительные перемены.

Страница 165

1. Каков пафос стихотворения?

В стихотворении присутствует пафос горького прощания с морем, свободой, и идеей эпохи. Пушкин вкладывает в строки чувство потери, разочарования в собственной немощности перед неведомым будущим, связывая эти чувства с символом моря.

2. Почему для выражения этого пафоса поэтом избрано изображение моря?

Море в стихотворении становится символом свободы, неудержимости, непредсказуемости. Это место, где автор чувствовал себя свободным, где его вдохновляла могучая стихия. Выбор морского пейзажа в стихотворении обусловлен желанием передать величие и могущество природы, сопоставив их с неизбежностью перемен в истории.

А. С. Пушкин. «К морю»

1. Стихотворение «К морю», завершающее период южной ссылки поэта, посвящено одному из самых сильных впечатлений поэта — поездке в Крым, посещению Черноморского побережья. Как средствами художественного чтения актёр передаёт ритм и звучание морского прибоя?

Актёр может использовать ритмичные колебания голоса, имитируя прибой. Например, увеличивать интонацию и темп в описании бурь и штормов, а затем уменьшать, передавая спокойствие морской глади. Звучание слов может подражать шуму волн, создавая зрительное и звуковое восприятие морской стихии.

2. Как ритмический строй речи, повышение и понижение голоса актёра помогают ему передать настроение поэта? Какие чувства поэта передаёт актёр в воспоминаниях о Наполеоне? Как музыка усиливает интонации актёрского чтения?

Ритмический строй речи, понижение голоса и медленные паузы могут помочь актёру передать грусть и ностальгию по ушедшей свободе. В описаниях Наполеона можно использовать торжественные интонации для передачи величия и трагедии великого человека, погибшего под властью судьбы.

Музыка может усилить интонации актёра, подчеркнуть эмоциональные переходы и создать атмосферу стихотворения. Звуки морских волн, музыкальные аккомпанементы, соответствующие настроению стихотворения, могут эффективно дополнить актёрское чтение.

Страница 168

Объясните слова и словосочетания: духовной жаждою томим, влачился, на перепутье, перстами лёгкими, отверзлись... зеницы, неба содроганье, дольней лозы прозябанье, десницею кровавой, язык празднословный, во грудь отверстую, глаголом жги сердца людей. Подберите синонимы. Обоснуйте точность выбора данных слов и словосочетаний поэтом.

Духовной жаждою томим:
Синонимы: духовная жажда, желание духовного.
Обоснование: Здесь "томим" выражает не только физическую, но и духовную изнуренность. Слово "тоска" также могло бы передать подобное чувство, но "томим" более точно выражает длительное и мучительное ожидание.
Влачился:

Синонимы: ползти, тащиться, медленно двигаться.
Обоснование: "Влачился" подчеркивает медленное, усталое движение, создавая образ трудного и мучительного пути.
На перепутье:

Синонимы: на развилке, на распутье.
Обоснование: "Перепутье" обыгрывает идею выбора и решения, в то время как "развилка" может утратить часть смысла о выборе направления.
Перстами лёгкими:

Синонимы: пальцами легкими, легким прикосновением.
Обоснование: "Перстами лёгкими" передаёт нечто нежное, едва ощутимое, что могло бы быть утрачено более грубым синонимом.
Отверзлись зеницы:

Синонимы: раскрылись зеницы, расширились зеницы.
Обоснование: "Отверзлись" добавляет оттенок таинственности и драматизма, в то время как "раскрылись" могло бы звучать более обыденно.
Неба содроганье:

Синонимы: дрожание неба, трепет небес.
Обоснование: "Содроганье" придает небесам чувство живого и волнующего движения, в отличие от более статичного "дрожания".
Дольней лозы прозябанье:

Синонимы: томление низшей лозы, уныние долгой лозы.
Обоснование: "Прозябанье" передает оттенок уныния, печального состояния, неудачи.
Десницею кровавой:

Синонимы: рукою кровавой, кровавой десницей.
Обоснование: "Десницею" добавляет архаичности и торжественности, а "рукою" могло бы звучать более прозаически.
Язык празднословный:

Синонимы: бессодержательный язык, болтливый язык.
Обоснование: "Празднословный" более точно передает идею бессодержательности и излишней болтовни.
Во грудь отверстую:

Синонимы: в пробитую грудь, с отверстием в груди.
Обоснование: "Во грудь отверстую" более драматично и эмоционально, чем более нейтраль

А. С. Пушкин. «Пророк»

1. «Пророк» — программное произведение в творчестве Пушкина. Стихотворение связано с библейскими текстами пророков и традиционными философскими одами Ломоносова и Державина. Поэтическая речь выдержана в возвышенно-ораторском тоне. Как это проявляется в чтении актёра?

В актёрском чтении, поэт передаёт высокий тон и возвышенность стихотворения, делая акцент на значимых словах и выражениях. Голос актёра может иметь мелодичность и солемность, соответствующую торжественности текста. Ритм и интонации могут подчеркивать величие момента явления серафима и важность послания.

2. Как передан в актёрском чтении процесс превращения простого смертного в грозного глашатая истины? Как звучит голос, приказывающий «глаголом жечь сердца людей»?

Передача этого процесса в актёрском чтении может начаться с умеренного тонирования и плавного увеличения интенсивности голоса по мере описания явления серафима. Звучание голоса может становиться более энергичным и стремительным, отражая внутреннее преображение пророка под воздействием высших сил.

В этом моменте голос актёра может приобрести силу и властность. Фраза "глаголом жечь сердца людей" может быть выражена с решительностью и убеждённостью, подчеркивая ответственность пророка за свою миссию. Интонации могут создать образ вдохновенного провозвестника, вызывающего к действию.

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть, сохранив суровую торжественность и величавость звучания стиха.

Страница 172

1. Можно ли считать, что стихотворение «Анчар» — суровое обличение деспотизма? Подтвердите свою позицию примерами из текста.

Да, стихотворение "Анчар" можно рассматривать как суровое обличение деспотизма. Примером может служить образ Анчара, представленного как жестокий часовой, стоящий в пустыне и угрожающий всему живому. Анчар символизирует тиранию и абсолютную власть, которая несет смерть и разрушение.

2. Кому сочувствует и кого осуждает поэт?

Поэт выражает сочувствие человеку, отправленному к Анчару, который становится жертвой властного взгляда царя. Осуждение направлено на тиранию и безразличие к человеческой жизни. Поэт раскрывает трагичность судьбы раба, умершего у ног Анчара.

3. Какие лексические и синтаксические средства использует поэт для усиления выразительности изображаемого?

Пушкин использует яркую лексику, олицетворения и образы, чтобы создать мрачную и аллегорическую картину. Например, "зелень мертвую ветвей" и "ветвь с увядшими листами" образно передают отравленность и смерть. Синтаксические конструкции, такие как "И если туча оросит..." и "Принес он смертную смолу...", используются для выделения важных моментов и усиления эффекта.

4. Выучите стихотворение «Анчар» наизусть, подчеркнув при чтении своё отношение к деяниям, совершаемым владыкой.

Страница 177

А. С. Пушкин. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»

1. Какими чувствами наполнено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»? Как передаётся в актёрском чтении переход от спокойного описания пейзажа к взволнованному выражению чувства любви?

Стихотворение наполнено чувствами грусти, легкости, печали и любви. Оно начинается с описания ночной мглы на холмах Грузии и шума реки Арагва. Этот пейзаж создает атмосферу таинственности и уединения.

Переход от спокойного описания природы к взволнованному выражению чувства любви может быть передан в актёрском чтении через изменение интонаций и тембра голоса. Начальная часть может быть чуть грустной и мистической, а затем, когда речь идет о любви, голос может стать более теплым, страстным и эмоциональным. Это поможет подчеркнуть внутреннее переживание персонажа и его внезапное всплеск чувств.

2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть, используя интонации грусти, печали и одновременно радости от охватившего поэта чувства любви.

A. C. Пушкин. «Я вас любил: любовь ещё, быть может...»

1. Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется. Так и в этом стихотворении. Оно грустное и в то же время полное счастья. Какие интонации чтеца помогают убедиться в этом (печальные, светлые, радостные...)? На каких словах и выражениях сосредоточил своё внимание актёр?

В актёрском чтении этого стихотворения можно передать грусть и светлую гармонию одновременно. На словах о любви, особенно в начале, актёр может придать своему голосу интонации нежности, искренности и радости. Однако, по мере того, как стихотворец говорит о том, что не хочет больше тревожить своей любовью, голос может приобрести тон печали и смирения.

Слова "любовь еще, быть может", "в душе моей угасла не совсем", "не хочу печалить вас ничем" — в этих моментах актёр может подчеркнуть светлые эмоции. А при произнесении "Я вас любил безмолвно, безнадежно", "Как дай вам Бог любимой быть другим" — акцент может быть на печали и смирении.

2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть, передав состояние светлой грусти, о котором говорят поэт и актёр.

Страница 183

1. Как через колдовское кружение метели создаётся ощущение неразумности происходящего и смятение души? Назовите картины, которые создают это кружение.

Через колдовское кружение метели создаётся ощущение хаоса и беспорядка. Происходит смешение реальности и фантастических образов. Картины, создаваемые этим кружением, включают в себя вихри снега, невидимые духи, играющие в месячном свете, и таинственные образы, такие как домовые и ведьмы.

2. Повторение слов, звуков усиливает ощущение смятения души. Какие же слова, звуки повторяются в стихотворении?

В стихотворении повторяются слова и звуки, создавая монотонный ритм и усиливая ощущение смятения. Например, повторение фразы "Мчатся тучи, вьются тучи" и звука колокольчика "дин-дин-дин" придают стихотворению эффект вращения и монотонности, что подчёркивает беспорядок и непредсказуемость происходящего.

А. С. Пушкин. «Бесы»

1. Какими интонациями актёр насыщает своё чтение, чтобы передать особенности стихотворения «Бесы»? Как звучит в чтении описание дороги, пейзажа, вьюги? Как передаются взволнованные слова ямщика? Помогает ли музыка усилить тревогу?

Актёр, читая стихотворение, может использовать интонации тревоги, удивления и страха, чтобы передать особенности хаотического и загадочного мира, описанного Пушкиным. Описание дороги и пейзажа может звучать с примесью беспокойства и удивления перед непонятными явлениями. Звуки природы и вопли бесов могут быть подчеркнуты музыкальным сопровождением, создающим атмосферу мистики и напряжения.

2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть, интонационно выделив таинственность, завораживающую, пугающую силу вьюги.

Страница 185

А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

1. Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» связано с давними европейскими и русскими традициями (Гораций, Ломоносов, Державин). Поэт хочет быть уверен, что жил и писал не напрасно, что память о нём сохранится. Как звучат в актёрском чтении эти мысли поэта?

В актёрском чтении, мысли поэта о бессмертии своей души и желание быть помненым звучат с гордостью и уверенностью. Актёр может придать этим строкам торжественность и возвышенность, передавая стремление поэта создать нерушимый памятник своему творчеству.

2. Что бы вы особо подчеркнули, готовя выразительное чтение стихотворения? Почему?

При выразительном чтении актёр может подчеркнуть гордость и уверенность поэта в величии своего творчества. Он может использовать интонации горделивости, а также придавать особую силу словам, которые описывают вечность и славу.

1. Почему поэт уверен, что воздвиг памятник, к которому «не зарастёт народная тропа»?

Поэт уверен, что его памятник будет вечно почитаем и не забыт. Фраза «не зарастёт народная тропа» выражает уверенность в том, что его творчество будет вечно цениться и передаваться из поколения в поколение. Это связано с верой поэта в бессмертие своей души через творчество и влияние на будущих поколений.

2. Сопоставьте произведение Горация «К Мельпомене» (см. его во второй части учебника) со стихотворением Пушкина

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В чём их сходство и в чём различие?

3. Чьё высказывание о Пушкине из тех, которые встречались в книгах о нём, в учебниках, наиболее полно и верно характеризует личность поэта?

4 . В стихотворениях А. С. Пушкина много строчек (шутливых, серьёзных), посвящённых творчеству и стилю других писателей. Назовите некоторые из этих строк. Как вы понимаете стихотворения «К портрету Жуковского», «К портрету Вяземского»? Что подчёркивает поэт в «портретах»?

5. Какие чувства переполняют поэта и сообщаются читателю (горечь, ревность, тревога, восторг и т. д.), когда он вспоминает об адресатах своей любви («Сожжённое письмо», «Признание», «Ты и вы», «Мадона», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»)? Как вы понимаете строки?

Этот взгляд

Всё может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!...

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

6. Что всегда было предметом поэзии Пушкина и чем «берёт в плен лирика поэта»? Как вы понимаете фразу: «Жизнь в лирике Пушкина увидена „сквозь магический кристалл“ прекрасного и человечного»?

В творчестве Пушкина постоянным предметом была любовь и человеческие чувства, а также размышления о природе, искусстве, обществе и судьбе. "Берет в плен лирика поэта" означает, что лирические стихи Пушкина обладают особым воздействием, способным пленить и увлечь читателя. Чувственность, глубина и изысканность его лирики могут оказывать магическое воздействие, захватывая внимание и вызывая сильные эмоциональные отклики.

Фраза "Жизнь в лирике Пушкина увидена „сквозь магический кристалл“ прекрасного и человечного" подчеркивает, что поэт в своих стихах отображает мир через призму прекрасного и человеческого. Его взгляд на жизнь пронизан эстетической гармонией, исключительной красотой и внутренним миром человека. Такой взгляд создает уникальный образ жизни в его лирических произведениях, который воспринимается читателем как нечто возвышенное и волшебное.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 9 класс учебник Коровина, Журавлев Часть 1 Страница 162-201