menu
person


ГДЗ по литературе 9 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 92-125



Карамзин

Страница 92-93

Н. М. Карамзин. «Осень»

1. Стихотворение «Осень» Н. М. Карамзина передаёт горькое сравнение жизни природы с жизнью человека. В чём смысл такого сравнения?

Сравнение природы с жизнью человека в стихотворении "Осень" Н. М. Карамзина выражает идею о непреходящем цикле природных явлений и временных этапах жизни человека. Поэтому автор ощущает мельчайшие изменения в природе как символ бесконечного потока времени и бескрайних перспектив, перед которыми он стоит.

2. Как передаются чувства поэта в чтении актрисы? Какие интонации преобладают в актёрском чтении (радостные, грустные, печальные...)? В какой части стихотворения происходит резкая смена настроений? Почему?

3. На что бы вы обратили внимание при подготовке выразительного чтения этого стихотворения?

1. Расскажите об основных периодах жизни и творчества Н. М. Карамзина. Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма в России? Перечислите основные черты этого литературного направления. Какую литературную «программу» выдвинули сентименталисты и какие жанры они культивировали?

Николай Михайлович Карамзин был российским писателем и историком, одним из основателей сентиментализма в русской литературе. Сентиментализм — это литературное направление, характеризующееся возвышенными чувствами, увлеченностью природой, вниманием к внутреннему миру человека. Сентименталисты выдвинули программу "вернуться к сердцу", отвергая классицизм и рационализм. Они культивировали лирические жанры, такие как стихи, романсы, и создавали произведения, насыщенные эмоциями и чувствами.

2. Проанализируйте, опираясь на текст учебника, повесть «Бедная Лиза». Какими описаниями начинается эта повесть Н. М. Карамзина? Известны ли вам эти места Москвы? Изменились ли они в настоящее время? Какие чувства вызывают у вас эти описания? Какую роль играют они в развитии сюжета? Прочитайте вслух историю семьи Лизы. Как называла Лизу мать? Обратите внимание на эпитеты (любезная, нежная, робкая и т. д.). Охарактеризуйте Лизу и Эраста. Как складывались их отношения? Почему они расстались? Почему повесть «Бедная Лиза» следует отнести к произведениям русского сентиментализма?

3. В чём смысл стихотворения Н. М. Карамзина «Осень»? С чем сравнивается природа в этом стихотворении?

Стихотворение "Осень" Н. М. Карамзина символично описывает осень как пору увядания и прихода холодов, которая ассоциируется с зрелым возрастом и уходом молодости. Осень в стихотворении сравнивается с увяданием человеческой жизни, и автор выражает меланхолию и печаль по уходящей молодости и жизненным возможностям.

4. Расскажите о реформе литературного языка, проведённой Н. М. Карамзиным. Чем она вызвана и в чём она состояла?

Николай Михайлович Карамзин провёл важную реформу литературного языка, которая была вызвана несколькими факторами. Одной из главных причин было стремление упростить и совершенствовать русский язык, делая его более ясным и выразительным для литературных целей. Эта реформа была также частью общего культурного движения в России в конце XVIII - начале XIX века, когда страна стремилась приблизиться к западноевропейской культуре и модернизировать свои институты.

Основные черты реформы литературного языка Н. М. Карамзина включали:

Отказ от сложных архаичных слов и фразеологизмов: Карамзин стремился использовать простой и ясный язык, избегая излишней утонченности и запутанных конструкций.

Применение разговорной лексики: Он активно использовал элементы разговорной речи, что приближало его произведения к повседневному языку и делало их более доступными для широкой аудитории.

Внимание к реалиям и современной жизни: Карамзин вводил новые слова и выражения, отражающие современные реалии, такие как технические термины, названия новых явлений и т. д.

Использование близкородственных слов и синонимов: Карамзин активно применял синонимы и близкородственные слова, чтобы придать текстам большую точность и точность в выражении мыслей.

Большее внимание к структуре предложений: Он стремился к ясной и лаконичной структуре предложений, избегая излишней сложности и длинных вставок.

5. В чём значение творчества и личности Н. М. Карамзина для России — её культуры и литературы?

Николай Михайлович Карамзин внёс огромный вклад в развитие русской литературы и культуры. Он стал одним из первых писателей, использовавших разговорный язык в литературных произведениях, что сделало его произведения доступными для широкой аудитории. Его стиль стал образцом для многих поколений писателей, и его работы, такие как "История государства Российского," имеют высокую историческую ценность.

6. В. Г. Белинский в статье «Карамзин и его заслуги» подчёркивает, что Н. М. Карамзин первым на Руси заменил мёртвый язык книги живым языком, начал писать повести, которые заинтересовали общество. Обратите на это внимание, когда будете читать стихотворные и прозаические произведения писателя.

В. Г. Белинский подчеркивал, что Н. М. Карамзин первым из русских писателей создал прозаические повести, которые стали интересными для общества и привлекли внимание читателей. Карамзин считается одним из основателей русской литературной прозы и пионером новых литературных направлений, таких как романтизм и сентиментализм. Его творчество оказало значительное влияние на развитие русской литературы и помогло установить новые стандарты в письменной культуре.

1. Подумайте, каковы положительные черты характеров Лизы и Эраста. Чем завершается повесть «Бедная Лиза»? Почему со временники автора считали это новаторским приёмом писателя? Подготовьте диалог в качестве ответа на эти вопросы.

2. Какие слова и словосочетания из приведённых ниже можно использовать сегодня? В каких случаях?

Особливо, златоглавый, плачевная судьба, зажиточный, худо обрабатывала, любезная, пристроить к месту, навернулись слёзы, робкий голос, читывал романы, подгорюнившись, прелестный, здешний, неразлучно, дремучий, надлежало.

Многие из перечисленных слов и словосочетаний могут использоваться и сегодня, но их употребление будет зависеть от контекста и стиля речи. Ниже приведены примеры использования некоторых из них:

Особливо: Это слово можно использовать в разговорной речи для выделения чего-то особенного или важного. Например, "Этот фильм мне особливо понравился."

Плачевная судьба: Это выражение можно использовать для описания тяжелой или несчастной судьбы или жизненной ситуации. Например, "У нее была плачевная судьба."

Зажиточный: Это слово используется, чтобы описать богатого или состоятельного человека. Например, "Он был зажиточным предпринимателем."

Любезная: Это слово означает доброжелательную и вежливую, часто женскую, личность. Например, "Она была такой любезной и внимательной хозяйкой."

Подгорюнившись: Это слово описывает человека, который становится немного раздраженным или недовольным. Например, "Он подгорюнился, когда узнал новость."

Прелестный: Это слово используется, чтобы описать что-то очаровательное или красивое. Например, "Это был прелестный вечер."

Неразлучно: Это слово можно использовать, чтобы описать тесные и неразлучные отношения или дружбу. Например, "Они были неразлучными друзьями."

Дремучий: Это слово описывает место, где растительность густая и непроходимая. Например, "Они отправились в дремучий лес."

Надлежало: Это слово употребляется для выражения того, что что-то должно было быть сделано или соответствовать каким-то стандартам или нормам. Например, "Это надлежало сделать давно."

3. Подготовьте характеристику одного из героев повести «Бедная Лиза», включив в неё монологи и диалоги героев, описание портретов героев (письменно или устно — на выбор).

Лиза

Описание внешности:
Лиза - юная и красивая крестьянка, её молодость и нежность часто подчеркиваются в произведении. Её глаза описываются как яркие и полные эмоций, а взгляд чист и открыт. Лиза всегда одета в простое, но опрятное платье, отражая свою скромность и натуральность.

Характер:
Лиза - добрая, нежная и чувствительная девушка. Она обладает незаурядной красотой души и сердца. Её характер насыщен эмоциями и страстью, особенно в отношении Эраста. Она искренне верит в свою любовь и готова идти на самопожертвование ради него.

Монологи и диалоги:
В монологах Лиза раскрывает свои глубокие чувства и страхи, особенно в моменты, когда она остаётся одна с собой. В диалогах с матерью и Анютой она проявляет свою нежность и преданность, доливает излишне молодого человека и его прекрасные качества.

Роль в сюжете:
Лиза - центральный персонаж произведения. Её несчастная любовь к Эрасту и её трагическая судьба определяют ход событий. Её самопожертвование и готовность жертвовать собой ради любви делают её одним из самых ярких и запоминающихся персонажей в русской литературе.

Страница 100

1. Прочитайте статьи «О русской литературе XIX века» и «Поэзия XIX века» (см. с. 94 и 95—100), передайте кратко их содержание и более полно отдельные фрагменты, на выбор — «Прекрасное начало», «Гражданская страсть», «Солн це русской поэзии», «Звёзды плеяды», «Высокой думы власть», «Вещая душа», «Дары жизни».

2 . Кто назвал художественную литературу «сокращённой вселенной»? Как вы поняли эту метафору?

Термин "сокращённая вселенная" был использован Александром Блоком. Эта метафора подразумевает, что художественная литература создает свой мир, который, хоть и является абстракцией от реальности, отражает и интерпретирует её с особым смыслом и глубиной. Этот "мир" произведения может быть компактным, но в нем сосредоточены ключевые идеи, эмоции, символы и образы, что делает его значимым и богатым.

3. Кто был зачинателем русского романтизма? Какие жанры были ведущими для В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова?

Зачинателем русского романтизма считается Василий Андреевич Жуковский. Для В. А. Жуковского ведущими жанрами были лирическая поэзия и стихотворения-повести. Он также создал ряд романтических баллад и переводов романтических произведений на русский язык. Константин Николаевич Батюшков, другой представитель русского романтизма, также занимался лирической поэзией, но его творчество ближе к природе и реализму, чем к выраженному романтизму.

4. Кто назвал басни И. А. Крылова «книгой мудрости самого народа»? Согласны ли вы с этим суждением и как его можно подтвердить?

Басни И. А. Крылова были названы "книгой мудрости самого народа" Александром Сергеевичем Пушкиным. Это суждение можно подтвердить тем, что басни Крылова содержат множество жизненных и моральных уроков, применимых к различным ситуациям и аспектам человеческой жизни. Они анализируют человеческие недостатки, характеры и социальные явления, что делает их актуальными для размышления и обучения в любое время.

5. Что вы знаете о судьбе К. Ф. Рылеева? Чему посвящены стихотворения Е. А. Баратынского?

Константин Фёдорович Рылеев был русским поэтом и декабристом, активным участником декабристского движения. Его судьба была трагичной: он был приговорен к смерти и повешен в 1826 году за свои политические убеждения и участие в заговоре. Стихотворения Евгения Абрамовича Баратынского характеризуются размышлениями о природе, времени, жизни и смерти, а также отношениями между человеком и миром.

6. Как проявляется в стихотворениях Ф. И. Тютчева философская масштабность? В каких стихотворениях мы находим сочувствие страданиям Родины, постижение родной природы, размышления о любви, сострадании?

В стихотворениях Фёдора Ивановича Тютчева философская масштабность проявляется через глубокие размышления о природе, времени, судьбе и человеческой душе. В его стихах можно найти сочувствие страданиям Родины, размышления о родной природе, а также мотивы любви и сострадания.

7. Каким темам посвящены стихотворения Я. П. Полонского, А. Н. Майкова, А. Н. Плещеева, Н. А. Некрасова? Какие их произведения вам известны?

Стихотворения Якова Петровича Полонского часто посвящены религиозным и философским темам, а также родной природе. Александр Николаевич Майков известен своими лирическими стихотворениями о любви и природе. Александр Николаевич Плещеев писал стихотворения на патриотические и исторические темы. Николай Алексеевич Некрасов знаменит своими обращениями к социальным проблемам, а также стихотворениями, посвященными жизни крестьян и бедных слоев населения. Конечно, у каждого из этих поэтов есть множество произведений на разнообразные темы, и их творчество охватывает широкий спектр жизненных и философских вопросов.

Страница 101

1. Когда появляется романтизм? В чём его пафос?

Романтизм как литературное направление появился в конце XVIII века, преимущественно в конце 1700-х и начале 1800-х годов. Его пафос включает в себя стремление к свободе самовыражения, высоким идеалам, возвеличиванию природы, чувственности, воображению, и протест против ограничений и конвенций. Романтики подчеркивали значение индивидуальности и эмоций.

2. Какими писателями представлено это направление?

Романтизм в литературе представлен такими писателями, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Александр Блок, Иван Гончаров, Федор Достоевский, Лев Толстой и другими. Каждый из них внес свой вклад в развитие романтизма в русской литературе.

3. Назовите романтические произведения.

"Евгений Онегин" и "Медный всадник" Александра Пушкина.
"Герой нашего времени" Михаила Лермонтова.
"Князь Серебряный" Александра Блока.
"Обломов" Ивана Гончарова.
"Преступление и наказание" Федора Достоевского.
"Война и мир" и "Анна Каренина" Льва Толстого.


Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 9 класс учебник Коровина, Журавлев Часть 1 Страница 92-125