menu


ГДЗ по литературе 9 класс Коровина, Журавлев Страница 255-268




Страница 255

Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»)

1. Какие интонации, настроения преобладают в актёрском чтении? Что вы можете рассказать об образе лирического героя стихотворения, созданном актёром?

В актёрском чтении преобладают интонации ностальгии, нежности и душевного волнения. Чтец передаёт ощущение неожиданной встречи, которая пробуждает давно забытые чувства. В голосе чувствуется трепет, иногда лёгкая грусть, но при этом и радость от возвращения к воспоминаниям. Лирический герой предстает человеком, пережившим много лет одиночества, но всё ещё хранящим в сердце любовь. Он не просто вспоминает прошлое, а словно вновь проживает его, ощущая ту же нежность и волнение, что и раньше.

2. Чем интересен романс? Что показалось вам более близким: чтение стихотворения или исполнение романса? Почему?

Романс добавляет стихотворению музыкальную глубину, подчёркивает его эмоциональность и делает восприятие ещё более проникновенным. Музыка усиливает настроение тоски, любви и пробуждающихся чувств. При этом чтение стихотворения позволяет сосредоточиться на словах, ритме и смысле текста. Выбор между чтением и романсом зависит от личных предпочтений: чтение даёт возможность глубже вникнуть в смысл, а романс помогает прочувствовать эмоции на более чувственном уровне.

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, мысленно представляя, что ваше чтение сопровождает музыка романса.

Страница 256

А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»

1. Прослушайте художественное чтение стихотворения Алексея Константиновича Толстого «Средь шумного бала, случайно...» и исполнение романса. Как вы думаете, у кого из исполнителей (чтеца или вокалиста) больше свободы в выражении собственной интерпретации произведения? Почему? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Чтецу в художественном чтении стихотворения предоставляется больше свободы для интерпретации произведения. Он может акцентировать внимание на определённых словах, фразах и интонациях, делая чтение более личным и эмоционально насыщенным. Чтец имеет возможность варьировать темп, громкость, паузы, чтобы донести до слушателя свое восприятие текста и эмоции лирического героя. Вокалист же, исполняющий романс, ограничен музыкальной партитурой и гармониями, которые диктуют структуру исполнения. Его свобода также значительна, но она скорее в интерпретации тембра, темпа исполнения, в особенности — в передаче музыкальной эмоции.

2. Какая интерпретация стихотворения А. К. Толстого — актёрское чтение или романс — вам показалась ближе, понятнее, убедительнее? Почему?

Для меня ближе и понятнее вариант актёрского чтения. Чтение стихотворения позволяет сосредоточиться именно на словах, на их смысле и эмоциональном фоне, которые автор вложил в строки. Через интонации чтеца можно лучше понять внутреннее состояние героя, его сомнения и чувства, которые развиваются прямо в процессе восприятия.

Романс, конечно, добавляет определенную музыкальную атмосферу, но всё-таки ограничен музыкальными рамками, которые могут немного скрыть глубину текста. Музыка, хотя и усиливает эмоции, не всегда позволяет так полно передать мысль стихотворения, как это делает актёр с помощью голосовых нюансов.

3. Постарайтесь передать своё понимание, переживание лирической ситуации, воспроизведённой поэтом, в подготовленном вами выразительном чтении.

Страница 258

А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»

1. Песня А. А. Суркова — одна из самых известных песен Великой Отечественной войны. Какими интонациями, логическими ударениями, повышением и понижением голоса передаёт актёр мысли и чувства, переживаемые воином, вырванным из мирной жизни, разлучённым с близкими, любимыми людьми?

В песне «Бьется в тесной печурке огонь» актёр использует интонации, которые подчёркивают тоску и одиночество лирического героя, находящегося вдалеке от дома. Логические ударения в стихах «ты сейчас далеко-далеко», «до тебя мне дойти нелегко» выражают чувство разлуки, неустанной тоски по любимой. Повышение голоса в этих строках помогает передать напряжение и эмоциональный отклик героя на своё положение. Напротив, понижение голоса и замедление темпа при словах «А до смерти – четыре шага» создаёт ощущение безысходности, напоминает о близости конца, но также усиливает чувство трагизма и стойкости, характерное для военных лет.

2. Каким вы представили себе лирического героя стихотворения после прослушивания актёрского чтения?

После прослушивания актёрского чтения лирический герой стихотворения представляется как человек, переживающий тяжёлые жизненные обстоятельства, но не потерявший своей любви и силы духа. Это солдат, который в условиях войны, находясь вдалеке от своей родины и любимой, сохраняет тепло воспоминаний и чувство близости, несмотря на физическое расстояние. Он является человеком, в душе которого переплетаются нежность, тоска, мужество и решимость.

3. Что добавило к вашему представлению о герое стихотворения исполнение песни?

Исполнение песни добавило глубины моему представлению о герое стихотворения. Мелодия и тембр голоса певца передают все те же эмоции, что и актёрское чтение, но музыка добавляет ещё один слой чувства, усиливая воспринимаемую тоску и отчаяние. В песне мы слышим, как вокалист через музыкальное исполнение передаёт боль утраты и надежду, при этом мелодия гармонично поддерживает лирическое содержание, раскрывая внутреннюю силу героя.

4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения или исполнение песни.

Страница 264

1. О. С. Дзюбинская говорит о том, что каждый романс или песня — о любви и разлуке, доброте и печалях, невзгодах, об одиночестве... Постарайтесь определить, о чём каждый из включённых в ваш учебник романсов.

Романсы затрагивают универсальные темы любви, разлуки, печали, одиночества. Включённые в учебник романсы часто посвящены именно этим темам. Например, в романсах А. Суркова или А. К. Толстого часто встречаются мотивы разлуки, тоски по любимому человеку, нежности и болезненной привязанности. Тема любви проходит через все произведения, но каждый романс раскрывает её по-своему, передавая различные оттенки чувств — от печали и страха разлуки до надежды на встречу или воспоминаний о счастье.

2. Назовите несколько романсов, которые любят ваши родственники, друзья, близкие вам люди. Расскажите, чем это произведение привлекает их (особым выражением чувств — радости или грусти, печали или веселья, музыкальностью и т. д.).

У меня есть несколько друзей, которые очень любят романс «Очи чёрные». Это произведение привлекает их своей искренностью и музыкальностью. Звуки романса мягкие и выразительные, что делает его приятным для восприятия. Друзья ценят этот романс за глубокие эмоции, которые он передаёт. В нем чувствуется сила и нежность любви, а мелодия будто окутывает слушателя, передавая всю глубину чувств. Ещё один популярный романс среди моих близких — «Не для меня» из репертуара известных исполнителей. Он рассказывает о невзаимной любви, об одиночестве, что, в свою очередь, вызывает у слушателей отклик, так как многие могут понять это чувство.

3. Кто из композиторов, написавших музыку к романсам, вам известен? Что вы о нём знаете?

Один из самых известных композиторов, написавших музыку для романсов, — Пётр Ильич Чайковский. Его романс «Меланхолия» является одним из ярчайших примеров его творческого гения в этой области. Чайковский часто обращался к теме любви, страдания и душевной тоски. Также известен композитор Александр Даргомыжский, чьи романсы, такие как «Сомнение», приобрели популярность благодаря своей эмоциональной насыщенности и глубине. Эти композиторы создавали музыку, которая идеально передавала настроение стихов, усиливая их выразительность.

4. Вспомните стихотворения русских поэтов XIX и XX веков о любви. Какие из них послужили или могли бы послужить основой для романса? Почему? (Приведите один или два примера.)

Среди произведений русских поэтов, которые могли бы послужить основой для романса, можно вспомнить стихотворение Александра Блока «Ты мне написала письмо». Это произведение о разлуке, любви и воспоминаниях о прошлом прекрасно ложится в основу романса. Лирика Блока полна душевных переживаний и тонких эмоций, которые могут быть переданы через музыку. Ещё одно стихотворение, которое могло бы послужить основой для романса, — это стихотворение Анны Ахматовой «Я научилась просто, смело жить». Это произведение о любви и внутренней силе женщины также могло бы быть использовано для создания музыкального произведения, так как оно передаёт не только любовные чувства, но и переживания, связанные с преодолением трудностей.

Страница 268

1. Цитаты из стихотворений каких поэтов привёл В. С. Лановой в своём рассказе? Прочитайте эти стихотворения.

Василий Лановой цитирует стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться...», А. Пушкина «19 октября» и «Воспоминание».

2. В каких произведениях актёр находит материал для современного сценического мастерства? Что выбирается им для чтения и чем он руководствуется при этом?

Актёр находит материал для сценического мастерства в произведениях А. С. Пушкина, С. Есенина, В. Маяковского. При выборе произведений для чтения Лановой руководствуется собственными интересами и выбирает то, что его трогает и волнует. Он выбирает те произведения, в которых он может вложить всю свою душу, в которых чувствует особую значимость для себя.

3. К чему призывает В. С. Лановой слушателей? Считаете ли вы это важной особенностью любого чтения — на сцене, в классе, дома среди близких?

В. С. Лановой призывает слушателей проникнуться творческим духом, восхититься красотой лирики, почувствовать новые грани поэзии и заглянуть в мир поэта. Он также предлагает почувствовать личную связь с текстом, чтобы сделать чтение более значимым и живым. Это действительно важная особенность любого чтения, будь то сцена, класс или домашняя обстановка, потому что она помогает сделать произведение более личным, более переживаемым, а также способствует более глубокому восприятию.

4. Что даёт поэзия человеку, по мнению В. С. Ланового? Согласны ли вы с этим суждением?

По мнению В. С. Ланового, поэзия даёт человеку возможность духовно обогатиться, стать лучше и открыть для себя новые грани творчества поэтов. Я согласен с этим суждением, потому что поэзия часто открывает перед человеком глубокие чувства и мысли, помогает взглянуть на мир с другой стороны, а также воспитывает в нём эмоциональную чуткость и понимание других людей.






ГДЗ по литературе 9 класс учебник Коровина, Журавлев Часть 2 Страница 255-268