menu


ГДЗ по литературе 9 класс Коровина, Журавлев Страница 246-254




Солженицын

Страница 246

1. Благодаря каким книгам русская литература и русский язык предстали перед А. И. Солженицыным в совершенно ином свете?

А.И. Солженицын в своих взглядах на русскую литературу и русский язык под влиянием такими книгами, как произведения Фёдора Достоевского. Для него Достоевский не только являлся выдающимся художником, но и был важным идеологом "почвенничества". Этот термин подразумевал необходимость объединения интеллигенции с народом на основе общих религиозно-нравственных ценностей. Достоевский показал Солженицыну, что русская литература и русский язык - это не только культурное наследие, но и инструмент для общения с народом, для выражения его духовных устремлений и переживаний. Таким образом, произведения Достоевского стали для Солженицына ключом к новому пониманию русской литературы и языка, в отличие от того, как они были представлены в официальной советской пропаганде.

2. Какое произведение принесло писателю славу и мировую известность? Что поразило всех в этом произведении?

Первое произведение, которое принесло Александру Солженицыну славу и мировую известность, называется "Один день Ивана Денисовича" или, как его вначале называли, "Щ-854". Это произведение было первым в Советском Союзе, которое откровенно рассказывало о жизни в сталинских лагерях. Оно поразило читателей своей откровенностью и реализмом в описании тяжелых условий, в которых приходилось находиться заключенным. В "Один день Ивана Денисовича" Солженицын представил живой, неподдельный образ советского заключенного, показав его повседневную борьбу за выживание в условиях строгого режима и лишений. Это произведение вызвало огромный резонанс в обществе и стало одним из символов литературного сопротивления в Советском Союзе.

3. О чём рассказало читателям «художественное исследование» — «Архипелаг ГУЛАГ»?

"Архипелаг ГУЛАГ" - это художественное исследование, в котором Александр Солженицын освещает систему советских лагерей и ссылок с момента их создания до конца 1950-х годов. Он описывает тяжелые условия жизни заключенных, методы подавления духа и личности человека, а также процессы арестов и судебные процессы, проходившие без должного соблюдения законности. Солженицын показывает, как система ГУЛАГа использовалась для политических репрессий и как она оказывала влияние на все аспекты жизни в Советском Союзе. "Архипелаг ГУЛАГ" стал важным произведением, раскрывшим правду о тоталитарном режиме и привлекшим внимание к проблемам нарушения прав человека.

4. Какие произведения Солженицына прочитаны вами?

"Один день Ивана Денисовича" – это замечательное введение в мир Солженицына. Это произведение показывает жестокую реальность советских лагерей и жизнь заключенных в них. "В круге первом" также проникнута глубоким пониманием человеческой природы и справедливостью, она затрагивает тему репрессий и моральной борьбы в тоталитарном обществе. "Красное колесо" и "Матрёнин двор" также являются важными произведениями, которые раскрывают разные аспекты жизни в советском обществе.

"Раковый корпус" - это глубокое и волнующее произведение, которое поднимает множество важных вопросов о жизни и смерти, о смысле человеческого существования и о борьбе за выживание. Содержание этой книги действительно может оставить сильное впечатление, благодаря своей реалистичности и глубокой проникновенности.

5. Какую награду получил писатель от Православной церкви?

Александр Солженицын был удостоен высокой награды от Православной церкви. 16 ноября ему был вручен орден святого Саввы Сербского первой степени. Эта награда признание его значимого вклада в обнаружение правды и борьбу за человеческие ценности.

6 . Каково было первоначальное название рассказа «Матрёнин двор»? Подумайте, почему автор изменил название?

Первоначальное название рассказа "Матрёнин двор" было "Не стоит село без праведника". Однако автор изменил название, поскольку главный редактор журнала "Новый мир", А. Твардовский, предполагал, что такое название может вызвать цензурные проблемы и привести к запрету публикации произведения. Солженицын решил избежать таких сложностей и переименовал рассказ, чтобы обойти возможные проблемы с цензурой, связанные с религиозной подоплекой и употреблением слова "праведник".

7. Какова Россия А. И. Солженицына? Как раскрывается она в начале рассказа «Матрёнин двор»?

Россия в рассказе "Матрёнин двор" для Александра Солженицына представляется как место, где жизнь проста и связана с соблюдением традиций. В начале рассказа он описывает деревню, в которой проживает Матрёна, и подчеркивает, что жить там хорошо, но в то же время существует бедность, о чем свидетельствуют перекошенные избы.

Солженицын указывает, что в таких деревнях отсутствует радио, которое, по его мнению, несет только ложь. Для него Россия - это место, где важны чистые и открытые отношения между людьми, где соблюдаются традиции и ценятся простые радости жизни.

8. Какую речь сохраняет Матрёна? Как улавливает фальшь в словах?

Матрёна сохраняет народную речь, отличающуюся от более книжной речи учителя Игнатича. Её речь содержит диалектизмы, характерные для сельской местности, особенно в глубинках. Примерами такой речи являются слова "к ужоткому" вместо "к вечеру" и "картовь" вместо "картофель" или "картошка".

Что касается способности Матрёны улавливать фальшь, это проявляется не только в её речи, но и в её восприятии мира. Например, когда она слушала радио, голос Шаляпина не был для неё "нашим", а воспринимался как чужой, в то время как Глинка был "нашим", родным. Это свидетельствует о том, что Матрёна была чуткой к подлинности и искренности, и не смогла принять то, что казалось ей неестественным или ненастоящим.

9 . На сказ или на очерк похоже произведение Солженицына «Матрёнин двор»? Какие сказы и очерки других писателей знакомы вам?

"Матрёнин двор" можно рассматривать как очерк, поскольку в нём Солженицын создаёт живописный образ деревенской жизни и судьбы простых людей, сохраняя особенности документального рассказа. Рассказ содержит краткое описание жизненных событий и наблюдений автора, без сильного художественного украшения.

В работе Солженицына выражен трагизм жизни Матрёны через серию непредсказуемых событий, которые пронизывают всю её судьбу. Её жизнь наполнена утратами и несчастьями: от потери любимого человека до смерти детей. Трагичность заключается не только в её собственной судьбе, но и в том, что она оказывается жертвой обстоятельств и непонимания окружающих.

Последние строки произведения подчёркивают глубину трагедии Матрёны и иронически комментируют отношение к ней окружающих. Её праведность и благородство не были осознаны во время её жизни, и лишь после её ухода люди поняли, какую утрату они испытали. Это раскрывает тему несправедливости судьбы и неоценённости доброты в мире, где ценятся скорее материальные, нежели духовные ценности.

10 . Как в портретах героев солженицынских произведений «просвечивает» «басенный животный мир», юмор русских народных сказок и былин?

В портретах героев солженицынских произведений можно увидеть отголоски "басенного животного мира" и юмора русских народных сказок и былин через символические образы и ситуации. Например, в "Матрёнином дворе" Матрена ассоциируется с образом Бабы-Яги, с её животными-помощниками, а смерть Матрены сопровождается уходом её любимых фикусов, что создаёт атмосферу подобную сказке.

В "В круге первом" премьер Сиромаха ассоциируется с Сталиным и змеей, символизирующей зло и коварство. Подобно сказочному змею, который выдыхает пламя, Сиромаха не вынимает курительную трубку изо рта, что может символизировать его власть и разрушительные действия.

Эти образы и ситуации могут напоминать о русских народных сказках и былинах, в которых встречаются подобные символы и мотивы. Однако, Солженицын использует их не прямо, а скорее в качестве метафор и аллегорий, чтобы передать глубокий смысл и трагизм событий, происходящих в его произведениях.

11. В чём трагизм жизни и судьбы Матрёны? Почему писатель называет главную героиню праведницей? Чем заинтересовал вас этот рассказ? Подготовьте сообщение на эту тему.

Рассказ "Матрёнин двор" А.И.Солженицына представляет собой историю жизни женщины, чья судьба пропитана трагизмом и страданиями. Матрёна выступает как символ праведности и сострадания, оказывая помощь окружающим, несмотря на собственные трудности и потери. Её доброта и жертвенность выделяют её среди общества, делая её своеобразным образцом праведности.
Жизнь Матрёны наполнена трагедиями и потерями: она теряет мужа, детей, сталкивается с завистью и жадностью со стороны окружающих, а в конце концов погибает сама, стараясь спасти свой дом. Её жертвенность и самоотверженность не находят достойного отклика в обществе, что придает её судьбе особую горечь.
Солженицын называет Матрёну праведницей, потому что она продемонстрировала высшие добродетели: сострадание, милосердие, бескорыстие. Её жизнь становится символом борьбы с невзгодами и призывом к гуманности и солидарности.
Этот рассказ заинтересовал меня своей глубокой человечностью и универсальностью темы. Он показывает, что добро и зло, справедливость и несправедливость сосуществуют в мире, и даже в самых тяжелых условиях человеческая доброта может преодолеть тьму. История Матрёны заставляет задуматься о ценности жизни и значении бескорыстной любви к ближнему.

Страница 247

А. И. Солженицын. «Матрёнин двор» (Отрывок)

1. Что вы можете сказать о тональности, эмоциональной окрашенности повествования о Матрёне, её нерадостной жизни, трагической смерти, её отношении к людям и отношении людей к ней?

Повествование о Матрёне в рассказе "Матренин двор" А. И. Солженицына пронизано глубокой эмоциональной окрашенностью, которая вызывает смешанные чувства сострадания, печали и тоски. Тональность повествования о Матрёне охватывает светлую грусть, ибо она воплощает образ простой, скромной женщины, сталкивающейся с трудностями и лишениями, но при этом являющейся примером для подражания.

Матрена живет скромной, бескорыстной жизнью, не стремясь к богатству. Она не жалуется на свою судьбу и не просит ничего взамен за свою доброту. Её идеалы и ориентиры отличаются от окружающих, что становится ясно после её смерти. Даже её близкие не проявляют особого уважения к ней, оценивая лишь уровень её достатка и разделяя её имущество.

Отношение Матрёны к людям пронизано глубоким состраданием и пониманием. Она видит в каждом человеке добро и старается помочь всем, кто обращается к ней за помощью. Её жертвенность и бескорыстность вызывают уважение и благодарность.

Трагическая и бессмысленная смерть Матрёны оставляет читателя с горьким осознанием несправедливости судьбы. Её исчезновение символизирует утрату простоты, доброты и человечности, что вызывает тоску и печаль.

2. Почему рассказчик выделяет Матрёну среди других обитателей деревни? Какие чувства звучат в голосе актёра, когда он читает воспоминания рассказчика о Матрёне, и как эти чувства меняются, когда речь идёт о её сёстрах, золовках, племянниках?

Матрёна выделяется среди других обитателей деревни своей непритязательностью и добротой. Рассказчик видит в ней символ России, утерянной в тяжелые времена сталинизма. В голосе актёра, когда он читает воспоминания о Матрёне, звучат чувства сострадания и уважения. Он передает благоговейное отношение к ее силе духа и бескорыстности.
Однако, когда речь идет о сестрах Матрёны и её племянниках, тональность меняется. Рассказчик выражает разочарование в их эгоизме и жадности. В голосе актёра прослеживается нотка разочарования и недоумения перед их поступками. Он описывает их с более холодной и критической интонацией, выражая негодование по отношению к их мотивам и поступкам.

3. Как в тексте рассказа выражается авторское отношение ко всей компании «бешено работающих» людей, взявшихся разобрать и увезти горницу? Какими средствами художественного чтения актёр доносит до слушателя авторское отношение к этим людям?

В тексте рассказа выражается авторское отношение к компании "бешено работающих" людей как к жадным и бездушным. Все они стремятся к материальной выгоде за счет разборки горницы, игнорируя человеческие ценности и чувства Матрены. Акцент автора на жадности и суете этих людей создает образ безнравственности и безразличия к судьбе других. Через описание их поведения и диалогов автор передает критику потребительского менталитета и меркантильности.

В художественном чтении актёр передает авторское отношение к этим людям через выразительные средства. Он передает напряженность и суету сцены через ускоренный темп речи и энергичные жесты. Голос актёра наполняется негодованием и презрением к поведению персонажей, отражая авторскую оценку. Звучание его голоса приобретает характерные интонации, передающие негативное отношение к жадности и бездушию, которые привели к трагедии. Рассказчик, читая этот эпизод, старается донести до слушателя авторское осуждение и брезгливость по отношению к ценностям, игнорируемым этими людьми.

4. Насколько убедительно актёру удалось передать авторское отношение к плачам у гроба Матрёны?

Во время чтения эпизода плача у гроба Матрёны, актёру удалось передать авторское отношение к этой сцене через выразительность голоса и мимику. Он подчеркнул лицемерие и неискренность присутствующих, умело передавая их фальшивые эмоции. Звучание его голоса становилось холодным и утонченным, что добавляло атмосферы напряжения и драматизма в сцене. Актёр сумел передать презрение рассказчика к гипокризии окружающих, создавая образ неподдельной горечи и разочарования.

В данной сцене актёр акцентировал внимание на тонкой гране между формальным проявлением сожаления и истинными чувствами. Он использовал интонации и жесты, чтобы выразить скрытую иронию и цинизм, присущие рассказчику. Его голос приобретал насмешливый оттенок, отражая осуждение героя по отношению к происходящему. Эмоциональная глубина и драматургия в исполнении актёра заставляли зрителя задуматься над глубиной человеческой натуры и моралью общества.

Страница 252

1. Что называли романсом в старину в романских странах? Какие произведения называли романсами англичане и французы?

В романских странах старинный романс был своеобразным эпическим стихом, обычно в прозе, рассказывающим о приключениях героев. Англичане и французы называли романсами легкую лирическую поэзию или песни, имеющие романтическое содержание.

2. Когда романс проник в Россию?

Романс проник в Россию в XVIII веке, привнесенный путем культурного обмена с западными странами и распространенный благодаря аристократическим салонам и театральным кругам.

3. Чем отличается романс от песни? Каковы свойства романса? Что значит: романс «допевается» или «дописывается» каждым слушателем?

Основное отличие романса от песни заключается в его структуре и эмоциональной напряженности. Романс имеет типичную музыкальную форму, богатую мелодику и глубокие лирические тексты. Он открывает пространство для индивидуальной интерпретации каждым исполнителем и слушателем, что означает, что каждый может дополнять его своими эмоциями и переживаниями.

4. В какой среде возник русский романс? Каковы разновидности русского романса?

Русский романс возник в кругах дворянства и интеллигенции в XIX веке как выражение глубоких чувств и переживаний. Разновидности русского романса включают лирические, патриотические, революционные и эстрадные композиции, каждая из которых имеет свои особенности и характерные мотивы.






ГДЗ по литературе 9 класс учебник Коровина, Журавлев Часть 2 Страница 246-254