Гоголь
Страница 317
1. Прочитайте внимательно статью В. И. Коровина о Н. В. Гоголе. Подготовьте её пересказ, включив в него собственные впечатления, оставшиеся после чтения «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Шинели».
2. Что говорит о Гоголе В. Г. Белинский в эпиграфе к статье?
3. Что вы узнали из статей литературоведов о Гоголе, об особой роли «Мёртвых душ» в его жизни и судьбе? Прочитайте поэму «Мёртвые души».
Страница 319
1. Как оценки Ю. Манна, В. Коровина, П. Анненкова помогают вам осознать громадность подвига и глубину страдания автора знаменитой поэмы «Мёртвые души»? Прочитайте её, познакомьтесь с литературой о ней, например с книгой Ю. Манна «В поисках живой души».
2. Подумайте, чем интересны герои. В чём смысл поэмы? Ка кую роль она сыграла в судьбе писателя?
3. Согласны ли вы с рассуждениями литературоведа С. Машинского? Что в его суждениях близко вам и особенно заинтересовало вас?
4. Какие герои Н. В. Гоголя видят в себе «значительную» персону, а на самом деле представляют собой «сочетание реальной мизерности, духовной нищеты»?
Страница 350
1. Каков общий замысел «Мёртвых душ»?
«Мёртвые души» Гоголя задумывались как эпическое произведение, сравнимое по масштабам с "Божественной комедией". Он планировал провести своих героев через все круги ада и чистилища, чтобы они могли пройти духовное очищение и рост. Однако, вместо того чтобы разместить сюжет в аду, он перенёс его в российскую реальность.
Основная идея Гоголя заключается в том, что наличие души придает человеку истинное значение. Он старался донести до читателей эту мысль, используя различные персонажи, лишенные души и эмпатии.
2. Есть ли противоречие в сочетании «мёртвые души»? Какие значения скрывает это сочетание?
Сочетание "мёртвые души" является противоречивым, поскольку слова "мёртвые" и "души" обладают разными значениями, которые кажется, не могут быть объединены.
Слово "мёртвые" обычно означает что-то лишенное жизни, неодушевленное. С другой стороны, "души" обычно ассоциируются с бессмертной, духовной сущностью человека. Таким образом, в этом сочетании слов кажется, что упоминается что-то, что не может быть одновременно мертвым и обладающим духовным бытием.
Однако, в контексте произведения Гоголя, это сочетание имеет переносное значение. Заглавие "мёртвые души" подразумевает нефизических существ или людей, которые лишены души в моральном или духовном смысле. Гоголь, вероятно, использовал это заглавие, чтобы подчеркнуть тему обмана, моральной пустоты и порабощения, которые он хотел выразить в своем произведении.
3. Как замысел «Мёртвых душ» связан с религиозно-нравственными исканиями Гоголя?
Замысел "Мёртвых душ" тесно связан с религиозно-нравственными исканиями Гоголя. Название само по себе уже намекает на глубокий смысл произведения. В контексте религиозной традиции, душа считается бессмертной и носит ответственность за нравственные поступки человека.
Гоголь использует образ "мертвых душ" как символичное отражение моральной и духовной пустоты российской общественной элиты. Помещики, которые продают Чичикову "мертвые души" (крестьян, уже умерших или ушедших из их имений), символизируют людей, лишенных нравственности, сострадания и человечности. Они живут лишь для наживы и богатства, игнорируя духовные ценности и забывая о своей ответственности перед обществом.
4. Почему у некоторых персонажей поэмы есть биографии, а у других нет?
Гоголь придает биографии некоторых персонажей, таких как Чичиков и Плюшкин, чтобы подчеркнуть их нравственное падение и глубину их грехов. Эти персонажи обладают способностями, умом и талантом, однако они искусно используют их не по назначению, погружаясь в свои собственные пороки и аморальное поведение. Предоставление их биографий позволяет Гоголю провести параллели с кругами ада и подчеркнуть степень их нравственной деградации.
Через жизненный путь Чичикова и Плюшкина, автор иллюстрирует свое видение процесса духовного возрождения. Показывая им путь к духовному исцелению, Гоголь предоставляет им возможность преодолеть свои пороки и найти истинное спасение.
5. Какова роль гротеска в «Мёртвых душах»?
Гротеск в "Мёртвых душах" Гоголя играет важную роль в создании образов и обозначении ключевых черт характера персонажей. Этот литературный прием позволяет автору выделить и преувеличить определенные аспекты поведения и характера героев, что делает их более выразительными и запоминающимися.
В каждом из героев поэмы высшего кульминационного развития достигает определенная сторона характера. Например, у Чичикова это стяжательство и стремление к наживе, что выражается через его мошеннические действия. У Ноздрева гротескно преувеличена его страсть к исключительным историям и склонность к самовосхвалению. У других персонажей, таких как Коробочка, Манилов и Собакевич, также присутствуют гротескные черты характера, которые делают их яркими и уникальными в ряду других персонажей.
Образы помещиков и чиновников, а также самого Чичикова, выступают в роли мертвых душ в художественном мире поэмы. Эти персонажи, хоть и живы физически, но духовно мертвы, лишены внутреннего душевного наполнения и моральных принципов. Этот гротескный контраст между мертвыми и живыми душами подчеркивает Гоголем различия в духовном состоянии и нравственных ценностях разных слоев общества.
6. Как включается в сюжет поэмы «Повесть о капитане Копейкине»?
"Повесть о капитане Копейкине" включается в сюжет "Мёртвых душ" как вставка, которая раскрывает определенные аспекты русского общества и характера. Несмотря на то, что на первый взгляд эта история может показаться отдельной и независимой от основного сюжета, она на самом деле несет глубокий смысл и дополняет общую картину произведения.
Основное значение "Повести о капитане Копейкине" заключается в том, что она выявляет безразличие власти к бедственному положению простых людей. История капитана, ставшего разбойником из-за отчаянной нужды, подчеркивает несправедливость социальной системы и отражает пессимистическое видение Гоголя относительно существующего порядка в обществе.
Кроме того, через эту историю Гоголь также раскрывает определенные черты русского характера и национальные особенности. Поведение капитана и его путь от уважаемого человека до преступника отражает сложные аспекты русской души, а реакция общества на его бедственное положение подчеркивает безысходность ситуации и безразличие к страданиям других.
7. Подготовьте сравнительную характеристику любых двух персонажей, опираясь на текст поэмы и прочитанную главу учебника.
В образе Коробочки и Плюшкина Гоголь представляет двух персонажей, которые, хоть и разные по многим аспектам, обладают сходством в своей судьбе и характере.
Настасья Петровна и Степан Плюшкин оба являются «продавцами» мертвых душ, символизируя лишенные души и человечности индивидуумы. Оба пережили потерю близкого человека - у Коробочки умер муж, а у Плюшкина жена, что повлияло на их последующее поведение и мировоззрение.
Однако, между ними есть и различия. Мир, в котором живет Настасья Петровна, отражает ее скромное и аккуратное хозяйство, но при этом она застряла в прошлом, что отражается в деталях ее дома. Степан Плюшкин, напротив, окружен хаосом и запустением, отражая его собственное внутреннее состояние.
Плюшкин проявляет жесткую скупость и равнодушие к окружающим, в то время как Коробочка выглядит скромно, но скрыто преследует свои корыстные цели. Оба персонажа лишены глубоких эмоций и человеческой теплоты, сосредоточены исключительно на своих интересах и выгоде.
8. Как помогает ирония, сарказм, сатира в создании характеров поэмы «Мёртвые души»?
Ирония, сарказм и сатира играют ключевую роль в создании характеров в поэме "Мёртвые души", помогая Гоголю выразить свою критику социальной действительности и раскрыть глубину нравственного и духовного упадка персонажей.
Ирония пронизывает описания внешнего вида героев, позволяя Гоголю подчеркнуть их противоречивость и ложность. Например, Манилов, описанный как "обходительный" и "учтивый", на самом деле представляет собой типичного лицемера, притворяющегося благородным и великодушным, в то время как его дом и усадьба отражают его истинное безразличие и скупость.
Сарказм и сатира используются для разоблачения внутренних пороков персонажей и обличения их греховных поступков. Гоголь высмеивает взяточничество, тупость, пошлость и другие негативные черты характера чиновников и помещиков. Например, через описание Коробочки и Собакевича автор показывает их мелочность, жадность и бездушие.
9. Проанализируйте один из эпизодов поэмы «Мёртвые души» («Чичиков у Собакевича», «Чичиков у Плюшкина», «Чичиков у Коробочки»).
В эпизоде с Коробочкой Гоголь искусно использует образы и характеры персонажей, чтобы раскрыть тему корыстия и бездушия в обществе своего времени.
Настасья Петровна Коробочка представлена как типичная представительница тех, кого Чичиков встречает на своем пути. Она отличается мелочной бережливостью и стремлением к наживе. Важным моментом является то, что она торгует мертвыми душами, как обычным товаром, не проявляя никаких чувств или сомнений по поводу моральности своих действий. Это отражает общее безразличие и корыстие чиновников и помещиков того времени.
Чичиков, с другой стороны, предстает как многосторонний и хитрый человек, способный адаптироваться под каждого своего собеседника. Его способность быстро адаптироваться и находить общий язык с разными людьми помогает ему успешно договариваться и достигать своих целей, несмотря на сложности или возражения, с которыми он может столкнуться.
Этот эпизод является хорошим примером того, как Гоголь использует характеры персонажей и их взаимодействие, чтобы раскрыть общественные и моральные проблемы своего времени. Он подчеркивает различия в моральных ценностях между разными слоями общества и показывает, как корысть и безразличие к истинным ценностям порождают мертвые души, лишенные духовного смысла и сущности.
10. Как вы думаете, почему Гоголь не сумел завершить «Мёртвые души»?
Гоголь столкнулся с рядом сложностей при завершении поэмы "Мёртвые души". В первой части он мастерски описал пороки и недостатки своих персонажей, создав яркий и живописный образ российской действительности. Однако, когда пришло время писать вторую и третью части, он столкнулся с трудностями.
Во-первых, вторая часть должна была показать процесс духовного обновления главного героя, Чичикова. Однако Гоголь испытывал затруднения в создании убедительного сюжета, который бы показал этот процесс. В то время не было множества примеров или образцов такого поведения, которые могли бы вдохновить автора. Это сказалось на качестве и убедительности второй части поэмы.
Кроме того, третья часть, если она существовала, была бы описанием новой, счастливой жизни Чичикова после его духовного преображения. Опять же, Гоголь столкнулся с отсутствием ярких примеров или образцов такой новой жизни в своем времени. Это могло привести к затруднениям в создании убедительного и вдохновляющего завершения поэмы.