menu


ГДЗ по литературе 9 класс Коровина, Журавлев Страница 277-316




Страница 277

М. Ю. Лермонтов. «Нищий»

1. Стихотворение имеет двухчастную композицию: описание события, которое стало толчком для размышлений лирического героя, и непосредственное излияние чувств и переживаний, страстный монолог героя. Как вы думаете, почему актёр нарочито сдержанно, почти бесстрастно прочитал первую часть стихотворения?

В начале стихотворения актёр выбирает сдержанный и бесстрастный тон при чтении первой части, где описывается событие с бедным просящим подаяния. Это может быть сделано для подчёркивания дистанции между внешними событиями и внутренними переживаниями лирического героя. Такой подход актёра создаёт контраст с более эмоциональной второй частью стихотворения, где чувства героя выходят на передний план. Это сознательное изменение интонации помогает читателю лучше воспринимать изменение настроения и фокуса в стихотворении.

Со словами «так я молил твоей любви» актёр меняет тембр и интонацию, передавая глубокие чувства и боль лирического героя. Этот момент оказывается эмоционально насыщенным, так как герой ставит себя в положение бедняка, выражая свои собственные переживания в контексте аналогии, предложенной автором. Изменение тональности актёра в данном случае помогает подчеркнуть смену фокуса на внутренний мир героя и усилить эффект сопереживания у читателя.

2. Возможны ли другие варианты художественного чтения лермонтовского стихотворения? Попробуйте предложить свой вариант чтения стихотворения, отличный от предложенного актёром.

Страница 278-279

1. В чём суть размышлений поэта о жизни, поэзии, любви? Какие стихотворения М. Ю. Лермонтова близки вам?

В стихотворении М. Ю. Лермонтова отражены глубокие размышления поэта о человеческой жизни, поэзии и любви. Он описывает момент взаимодействия бедного просящего и прохожего, на фоне которого выражает свои чувства и переживания. В первой части стихотворения актёр сдержанно и бесстрастно читает описание внешних событий, подчёркивая дистанцию. Во второй части изменяется тембр и интонация, актёр передаёт глубокие чувства и боль лирического героя.

Относительно стихотворений М. Ю. Лермонтова, близких мне, можно выделить "Когда волнуется желтеющая нива..." и "Крест на скале". В первом, поэт обращается к природе, находя в её изменениях отражение своего внутреннего состояния. Во втором, он выражает чувства печали и утраты, создавая образ разрушенной статуи, символизирующей ушедшую любовь. Эти стихотворения выделяются эмоциональной глубиной и вниманием к природе, что вызывает резонанс с моими собственными чувствами и восприятием мира.

2. Как вы понимаете стихотворения «Родина», «Пророк»? Ка ковы духовные страдания поэта (одиночество, непонимание и т. д.) и с чем он связывает свои надежды (героическое прошлое, вера в Бога)?

В стихотворении "Родина" Лермонтов выражает свою сложную и странную любовь к Родине, подчеркивая, что рассудок не может победить эту любовь. Поэт выделяет элементы природы и образы, связанные с родными местами, которые вызывают у него чувства. Он любит степи, леса, реки, и даже простые сельские зарисовки, такие как дымок спаленной жнивы или изба с резными ставнями. Эти образы создают в поэте отраду и радость.

В "Пророке" Лермонтов описывает себя как пророка, который получил всеведенье от Вечного Судии. Он провозглашает учение любви и правды, но в ответ на это его окружающие бросают в него камни злобы и порока. Поэт бежит из города и живет в пустыне, где он чувствует покорность всей земной твари перед ним. Он утверждает, что звезды слушают его, а когда он проходит через град, старцы говорят детям, что он был горд и глуп, хотел убедить всех, что Бог говорит через него.

Оба стихотворения отражают духовные страдания поэта. В "Родине" он испытывает странную любовь, которую трудно рационализировать, но которая вызывает в нем отраду. В "Пророке" он ощущает непонимание и агрессию со стороны окружающих, которые не принимают его проповедь любви и правды. Надежды Лермонтов связаны с элементами природы, героическим прошлым, и верой в Бога, которого он видит в звездах.

3. Какие контрасты обнажены в стихотворении «Парус»? Подчеркните параллелизм природы и человеческой жизни. Какие идеи отстаивали романтики?

В стихотворении "Парус" Лермонтов выражает контрасты между спокойствием природы и бурей в человеческой жизни. Парус, белеющий в тумане моря голубом, создает образ одиночества и стремления. Природа изображена в своей красоте и спокойствии: волны играют, ветер свищет, мачта гнется под воздействием ветра. Струя светлей лазури и луч солнца золотой подчеркивают красоту окружающего мира.

Однако контраст заключается в том, что парусник не ищет счастья, а, наоборот, мятежно просит бури, будто в самой буре он надеется найти покой. Это выражение стремления к бурным переживаниям и экстремальным ситуациям, которые могут придать жизни смысл и наполнение. Параллель между природой и человеческой жизнью выражается в том, что, несмотря на внешнюю красоту и спокойствие природы, человек ищет вызовов, мятежности и бурь, чтобы насытить свою душу.

4. В чём смысл стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...»? Каковы принципы отбора Лермонтовым явлений природы?

Строки стихотворения "Когда волнуется желтеющая нива..." Лермонтова обладают глубоким смыслом, в котором автор передает свое восприятие природы и ее влияние на его внутреннее состояние.

Стихотворение начинается с описания природных явлений: волнующейся желтеющей нивы, шумящего леса, прячущейся под тенью зеленого листка малиновой сливы. Эти образы вызывают ассоциации с красотой природы в разные моменты дня и сезона.

Затем Лермонтов обращается к своим личным переживаниям, описывая момент, когда ландыш приветливо кивает головой. Этот образ символизирует гармонию между поэтом и природой, момент взаимного признания и радости.

В заключительной части стихотворения Лермонтов описывает еще несколько природных явлений: студеный ключ, играющий по оврагу, и момент, когда мысль погружается в смутный сон, рассказывающий о мирном крае. Эти образы вызывают умиротворение и спокойствие, а также отсылку к мифическому миру, откуда мчится он – поэт, в поисках внутреннего покоя и счастья.

Смысл стихотворения заключается в том, что природа становится источником вдохновения и умиротворения для поэта. Лермонтов отбирает явления природы, которые вызывают у него положительные эмоции и создают гармоничное взаимодействие между ним и окружающим миром. Он выделяет те моменты, которые способны смирить его душевные тревоги, придавая природе роль целительного и утешающего элемента.

5. Какие размышления вызвала у Лермонтова трагическая смерть Пушкина?

6. Какие художественные средства и приёмы (сравнения, эпитеты, риторические вопросы и т. д.) помогают поэту передать негодование общества в связи с гибелью «дивного гения»?

7. Вспомните стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Попробуйте выразить своё новое восприятие этого произведения (например: какая «мысль народная» прозвучала в стихотворении «Бородино»? О чём тоскует поэт и как это проявляется в тексте стихотворения? Есть ли в стихотворении «Бородино» элегическая интонация?). (Об элегии см. в «Кратком словаре литературоведческих терминов» в конце второй части учебника.)

В стихотворении "Бородино" М. Ю. Лермонтов оживляет военные события битвы при Бородино, пропитывая текст национальной гордостью и патриотизмом. Стихотворение несет в себе «мысль народную» о героизме и самопожертвовании русских воинов, борющихся за Родину.

Поэт выражает тоску по павшим воинам и скорбь по утрате полковника, который, несмотря на свое выдающееся храброе поведение, погиб в сражении. Это тоскующее чувство распространяется на весь народ, потерявший своих сыновей. Элегическая интонация проявляется в описании трагических событий и в выражении уважения к героическим деяниям русских солдат.

В стихотворении звучит печаль и грусть, но вместе с тем просматривается гордость за подвиги и преданность Родине. Слова о том, что русские солдаты сдержали клятву верности и умерли за Родину, создают образ народа, готового пожертвовать собой ради своей страны.

8. Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»? Что любезно сердцу поэта и что оставляет его равнодушным? Приведите примеры из стихотворения «Родина».

9. Какие размышления в стихотворении «Дума» перекликаются с размышлениями в стихотворениях «Родина» и «Бородино»?

Литературовед В. И. Коровин считает, что поэтическая мысль в стихотворении «Дума» развивается от элегии к высокой сатире, близкой к обличительной оде, насыщенной горькой иронией. Согласны ли вы с этим утверждением? Подготовьте развёрнутый ответ.

10. Назовите слова, которые освещены традицией романтизма (например, вянем, томит), слова общественно-политического звучания (например, добро, зло и пр.), поэтические обороты (например, восторгом сладостным), наконец, слова ораторского стиля (например, гражданин, презренные и пр.). Какую роль играют в стихотворении «Дума» слова каждой из этих групп?

11. В чём разница пушкинского и лермонтовского стихотворений «Пророк»?

12. Какая чудотворная, врачующая мощь, по мысли поэта, заключена в «созвучье слов живых»? В каком стихотворении говорится об этом?

13. На какие противоречия обращает внимание М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Поэт»?

В стихотворении "Поэт" М. Ю. Лермонтов обращается к сложным противоречиям, характеризующим судьбу и роль поэта в обществе. Поэт в начале олицетворяет силу и героизм, изображенный через образ кинжала, но по мере развития стихотворения автор обращает внимание на несоответствие этой героической роли с реальностью.

14. Какой взгляд на мир выражен поэтом в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю...»? Почему Лермонтов обозначил три четверостишия цифрами?

В стихотворении "Нет, не тебя так пылко я люблю..." Лермонтов выражает свой взгляд на мир, в котором ценность заключается не только в мгновенной привлекательности, но и во внутреннем мире объекта любви. Поэт пронизывает стихотворение ностальгией по прошедшему времени и грустью по утраченной молодости.

Цифры в стихотворении, обозначающие три четверостишия, могут служить структурным элементом, выделяя каждую часть произведения. Это позволяет рассматривать каждую часть как отдельное внутреннее размышление или этап чувственного переживания. Такое оформление может подчеркнуть разнообразие переживаний поэта и глубину его чувств.

15. Подготовьте рассказ о лирике М. Ю. Лермонтова, опираясь на прочитанные стихотворения и размышления литературоведов.

Страница 312

1. Каковы основные мотивы лирики Лермонтова?

Лермонтовская лирика пронизана разнообразными мотивами, включая глубокие переживания, эмоциональные конфликты и размышления о жизни. Основные мотивы его творчества включают:

Любовь и страсть: В стихах Лермонтова часто звучат темы любви, как источника радости, так и источника боли. Он изображает различные оттенки чувств – от восторженности до горького разочарования.

Трагедия и смерть: Тема смерти, трагические обстоятельства, а также предвидение неизбежности ухода из жизни присутствуют в многих его произведениях. Эта тема связана с бурной историей и судьбой самого поэта.

Ностальгия и тоска по прошлому: Лермонтов часто выражает тоску по ушедшим временам, по прошлым радостям и страданиям. Это чувство ностальгии создает меланхоличный оттенок в его лирике.

Героизм и патриотизм: Влияние национальной истории и событий, таких как войны, отражено в стихах, где поэт выражает гордость за подвиги своих предков и призывает к героизму.

2. Определите своеобразие стихотворений о поэте и поэзии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

3. Какие поэмы Лермонтова вам известны? Каковы их темы, сюжеты?

4. Каковы особенности композиции романа «Герой нашего времени»?

Несовпадение сюжета и фабулы создает уникальное художественное восприятие, где события раскрываются не по хронологии, а в определенной композиционной структуре.

Присутствие трех рассказчиков – Печорина, Максим Максимыча и безымянного рассказчика – придает повествованию множественную перспективу, что обогащает интерпретацию событий.

Использование вершинной композиции, где развитие сюжета стремится к кульминации, создает эмоциональное напряжение и интригу.

Множество параллелизмов в характерах и схемах развития сюжета, таких как аналогии между Печориным и Казбичем, а также Вернером и Максимом Максимычем, придают роману глубину и сложность.

Композиционное кольцо, заключающее роман, возвращает читателя к начальным событиям, создавая эффект завершенности и возвращения к исходной точке.

5. Каков характер Печорина? Он «герой» или «злодей»? Осуждает или оправдывает Печорина автор?

Рассматривая характер Печорина, трудно классифицировать его строго как "героя" или "злодея". Скорее всего, он представляет собой сложный образ, переплетающий черты обоих.

Печорин не является типичным героем, совершающим подвиги или действующим в интересах блага общества. Его поступки не всегда морально оправданы, и он не поддается легкой категоризации как положительный персонаж. Однако использовать термин "злодей" тоже сложно, поскольку его мотивации и характер глубже, чем простое злодейство.

Автор не осуждает Печорина, а скорее изображает его как сложную личность, сталкивающуюся с внутренними конфликтами и противоречиями общества своего времени. Печорин вызывает не только непонимание, но и сострадание. Его неспособность любить и находить свое место в мире делают его скорее объектом сострадания, чем однозначного осуждения.

6. Подготовьте (на выбор) характеристику одного из героев — Грушницкого, княжны Мери, Веры, Вулича, Вернера, Максима Максимыча и др.

Княжна Мери, или Мария Лиговская, представляет собой образ изысканной и образованной дамы. Ее красота, выразительность и стиль в одежде делают ее центром внимания в обществе. Воспитанная в Москве, она обладает обширными знаниями и искусственными талантами, такими как музыкальные навыки.

Мария, несмотря на свою молодость, является остроумной и романтичной особой. Ее способность шутить и развлекать окружающих делает ее центром веселья в общественных собраниях. Она любит обсуждать чувства и рассматривать вопросы романтики, что добавляет ей легкость и жизнерадостность.

Однако, несмотря на ее обаяние, Мария еще неопытна в мире. Ее гордость за происхождение и стремление подчеркнуть свои достоинства могут быть интерпретированы как проявление ее молодости и недостатка жизненного опыта.

7. Какую роль играют эти персонажи в раскрытии характера главного героя?

8. Почему лермонтовский роман называют психологическим?

Лермонтовский роман "Герой нашего времени" справедливо называют психологическим, так как в нем основное внимание уделяется исследованию внутреннего мира персонажей. В отличие от предыдущих произведений, где чаще рассматривались внешние события, Лермонтов в своем романе впервые фокусируется на психологии героев.

Автор проводит анализ не только основного героя, но и других персонажей, раскрывая их внутренние мотивации, конфликты и стремления. Он не только исследует душу отдельного человека, но и критически осматривает общество своего времени через призму внутреннего мира героев.

Лермонтов не ограничивается только психологическим анализом персонажей, но также проводит критический анализ своей эпохи, раскрывая иллюзии и обольщения общества. Таким образом, роман становится не только психологическим, но и философским произведением, представляя глубокое и многогранное изучение человеческой души и ее взаимодействия с обществом.

9. Какое место в романе «Герой нашего времени» занимает каждая повесть?

Каждая глава в романе "Герой нашего времени" имеет свою уникальную роль в формировании образа главного героя, Печорина, и раскрывает различные аспекты его личности.

Глава "Бэла" представляет собой начало знакомства с характером Печорина и позволяет читателю понять, каким образом он стал таким холодным и отстраненным от окружающего мира.

Глава "Максим Максимыч" дает нам дополнительную перспективу на Печорина, показывая его взаимодействие с окружающими и влияние на их жизни.

Глава "Тамань" представляет собой момент, когда Печорин еще сохраняет сочувствие, хотя и становится разрушителем жизней, но более по воле случая.

10. Проанализируйте одну из сцен свидания Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы (на выбор).

11. Можно ли «Героя нашего времени» отнести к шедеврам русской литературы XIX века? Кто из героев этого произведения кажется самой интересной или самой загадочной личностью? Проанализируйте одну из сцен, эпизоды, которые характерны для этого произведения.

Да, "Герой нашего времени" безусловно можно отнести к шедеврам русской литературы XIX века. Произведение Лермонтова отличается глубоким психологическим анализом персонажей, острым обострением проблем своего времени и оригинальным структурным подходом.

Самой интересной и загадочной личностью в произведении кажется Печорин. Его противоречивый характер вызывает неоднозначные эмоции у читателя, делая его одновременно и героем, и антигероем. Максим Максимыч с самого начала не может понять этого героя, отмечая его непредсказуемость и сложность.

Сцена, которая характерна для произведения, - это момент плача Печорина в сцене с Верой. Этот эпизод выделяется эмоциональной насыщенностью и показывает более мягкую, уязвимую сторону Печорина, что добавляет глубину его характеру и делает его еще более загадочным для читателя.

12 . Постарайтесь на примере одной из сцен или одного эпизода показать особенности стиля М. Ю. Лермонтова (психологизм, ясность, лаконизм и другие черты, о которых говорили современники Лермонтова и наши современники).

13. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Грушницким, Вернером, Верой, княжной Мери?

14. Меняются ли характеры Мери и Веры на протяжении их взаимоотношений с Печориным?






ГДЗ по литературе 9 класс учебник Коровина, Журавлев Часть 1 Страница 277-316