menu


ГДЗ по литературе 9 класс Коровина, Журавлев Страница 270-276




Страница 270

М. Ю. Лермонтов. «Поэт»

1. Стихотворение «Поэт» о трагическом положении поэта в современном мире и трагизме его служения. Может ли поэт найти «спасение» в гармонии и красоте поэзии? К чему призывает М. Ю. Лермонтов напоминанием о былом и своим вопросом в конце стихотворения?

2. Какие чувства и интонации преобладают в чтении актёром первой части стихотворения (о кинжале)? Как эмоциональное содержание актёрского чтения меняется во второй части стихотворения (о поэте)? Как вы думаете, почему?

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, усиливая интонации грусти и надежды на возвращение поэта к высокой миссии поэзии?

Страница 271

1. Как вы понимаете начало стихотворения? К кому обращено оно: к живому или уже умершему человеку? Кого ищет и видит лирический герой в облике нелюбимой женщины?

В начале стихотворения видна горечь и разочарование. Лирический герой обращается к своему мечу, который символизирует его предыдущую славу и могущество. Это обращение может быть к образу умершего воина или к самому мечу, как к символу прошлых подвигов. Лирический герой видит в мече не только оружие, но и часть своей личной истории, что подчеркивается образом непримечательного положения меча в настоящее время.

2. Согласны ли вы с размышлениями литературоведа о том, что поэтическая мысль прошла три стадии: отказ от любви, погружение в себя, воспоминание о прошлом и о том, что перед нами — трагическая судьба лирического «я»?

Согласно размышлениям литературоведа, в стихотворении прослеживается эволюция мысли лирического героя. Сначала он отказывается от прошлой славы и идеалов (отделкой золотой блистает мой кинжал), затем погружается в саморазрушительные рефлексии и воспоминания о прошлом, а в конце осознает трагическую утрату своего призвания и назначения.

3. Какие слова помогают выразить идею трагической судьбы?

Идея трагической судьбы передается через образ меча, который потерял свое значение и славу. Слова "избитых на войне", "лишен героя спутник бедный", "увы, бесславный и безвредный" выражают трагичность судьбы меча, который прежде был символом мужества и славы, а теперь лишен величия и лежит без дела. Эти слова создают атмосферу горечи и утраты, подчеркивая тему прошедшей славы и увядания.

Страница 273

 И МУЗЫКАЛЬНУЮ ТРАКТОВКУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

М. Ю. Лермонтов. «Нет, не тебя так пылко я люблю...»

1. Прослушайте актёрское чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю...» и одноимённый романс. Как вы считаете, есть ли разница в настроении и чувствах, выраженных чтецом и исполнителем романса? Если есть, то в чём она?

2. Какая интерпретация лермонтовского стихотворения (актёрская или музыкальная) оставляет для слушателя больше возможностей для разных трактовок содержания произведения поэта?

Страница 274

1. Почему герою стихотворения «и скучно и грустно»? Как он объясняет своё состояние?

Герой стихотворения ощущает скучное и грустное состояние, потому что он осознает, что его чувства не направлены на ту, кого он любит. Он говорит о том, что не любит объект своего внимания за ее красоту или блеск, а скорее за прошедшие страдания и утраченную молодость.

2. К какому выводу он приходит?

Герой приходит к выводу, что он не общается с той, кого он любит, а скорее с прошлыми воспоминаниями и образами, которые она ему напоминает. Он говорит о том, что он разговаривает "с подругой юных дней", а не с непосредственно тем, кто перед ним. Это позволяет ему осознать, что его чувства уже принадлежат прошлому, а не настоящему.

3. Где в стихотворении намечены элегические мотивы, где преобладает ирония (об иронии см. в «Кратком словаре литературоведческих терминов» в конце второй части учебника)?

Элегические мотивы прослеживаются в описании героем своих чувств и воспоминаний о прошлом. Он вспоминает страдания и молодость, что создает атмосферу грусти и утраты. Ирония же присутствует в том, что герой говорит о своей любви, но при этом отмечает, что не общается с ней сердцем и воспринимает ее скорее как объект своего воспоминания, чем как живое существо перед собой.

 И МУЗЫКАЛЬНУЮ ТРАКТОВКУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

М. Ю. Лермонтов. «И скучно и грустно»

1. В чтении актёра мысли автора, содержание его монолога, превращающегося в диалог с самим собой, доминируют: мелодика стиха, ритм, рифма не акцентируются чтецом, уходят на второй план. Согласны ли вы с актёром, с его исполнительской трактовкой стихотворения?

2. Романс, исполненный актёром, является аранжировкой старинного романса композитора А. Гурилёва. Сумел ли аранжировщик подчеркнуть современное звучание лермонтовского произведения?

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения или исполнение романса.

Страница 275

М. Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой...»

1. Тема сопоставления себя с Байроном для Лермонтова не случайна. Он видит сходство судьбы и разность восприятия мира. В чём заключается сходство и в чём различие? Как об этом сказано в стихотворении и как звучит это в актёрском чтении?

Лермонтов видит себя в роли некоего другого, не Байрона, но в то же время схожего с ним по некоторым аспектам. Оба поэты ощущают себя изгнанниками, странниками в этом мире, испытывают мирское презрение и недооценку, но вместе с тем обладают русской душой, что делает их уникальными в своем роде. Различие же заключается в том, что Лермонтов осознает свою судьбу и русскую идентичность, не стремясь к имперской славе, как это делал Байрон.

В актёрском чтении это выражается через интонацию и эмоциональную окраску. При чтении актёр может подчеркнуть слова "не Байрон" и "другой", чтобы обозначить свою уникальность и отличие от английского поэта, а затем, усиливая интонацию, выразить свою русскую душу и осознание собственной судьбы.

2. Как вы думаете, почему актёр повышением интонации и силой голоса акцентирует повторяющееся вопросительное слово кто, рифмующееся с заключительным словом всего стихотворения никто?

Повторение вопросительного слова "кто" и его рифмовка с заключительным "никто" создают эффект внутреннего диалога и размышлений о самоидентификации. Этот приём позволяет подчеркнуть внутренние противоречия и сомнения лирического героя относительно своего места в мире и значимости своего творчества. Увеличение интонации и сила голоса при произношении слова "кто" выделяют его как ключевой элемент стихотворения, акцентируя внимание на вопросе о личной идентичности и роли поэта в обществе.

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Страница 276

М. Ю. Лермонтов. «Предсказание»

1. Трагическое пророчество поэта о кровавых последствиях социальных переворотов, бунтов, революций становится особенно сильным для восприятия читателей, знающих о потрясениях, пережитых Россией в XX веке. Как вы считаете, удалось ли актрисе передать всю остроту мрачных предсказаний поэта, усиливая в чтении трагические ноты при перечислении бед, которые ждут страну и народ?

Актрисе в чтении стихотворения необходимо усилить трагические ноты, чтобы передать всю остроту мрачных предсказаний Лермонтова. Она может использовать интонацию, которая отражает тревожность и глубокое беспокойство поэта относительно будущего России. При перечислении бед, которые ждут страну и народ, актриса может усилить выразительность голоса, подчеркнув каждую страшную деталь - падение царской власти, насилие, голод и чуму. Это поможет создать атмосферу напряжения и тревоги, которая заставит зрителя задуматься о глубоком смысле стихотворения и его актуальности для нашего времени.

2. Если бы вам поручили подобрать музыку к этому стихотворению, к каким произведениям вы обратились бы?

Для музыкального сопровождения этого стихотворения можно обратиться к мрачным и драматическим композициям, которые подчеркнут его трагическое содержание. Например, можно выбрать мрачную и напряженную музыку из русской классической музыки, такую как часть "Смерть Данаэ" из симфонической поэмы "Вольностия и власть" П.И. Чайковского или "Всенощное бдение" С.Рахманинова. Эти произведения могут великолепно подчеркнуть атмосферу тревоги, страха






ГДЗ по литературе 9 класс учебник Коровина, Журавлев Часть 1 Страница 270-276