Страница 8-9 1. Что лежало в основе церковнославянских текстов и что отличало древнерусскую литературу? 2. Какие существовали жанры древнерусской литературы? 3. Какие произведения древнерусской литературы известны вам по курсам 6, 7, 8 классов? Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы. Расскажите об одном из них. 4. Какие периоды прошла в своём развитии древнерусская литература? 5. Письменно составьте подробный план текста статьи учебника, по плану подготовьте устный пересказ, при ведите в качестве примеров произведения древнерусской литературы, изученные в 6—8 классах. Страница 10 1. Перескажите очерк Д. С. Лихачёва, подчеркнув его главные мысли. 2. Как охарактеризовать годы, когда создавалось произведение «Слово о полку Игореве»? Страница 34-36 1. Подумайте, в чём основная мысль произведения. Как проявляется идея автора в тексте «золотого слова» Святослава и почему оно получило такое название? Каким вы представляете себе автора «Слова о полку Игореве»? 2. Какие приёмы помогают автору «Слова...» создать характеры героев, выразить мысль о единении сил перед лицом внешней опасности? 3. В. Г. Белинский в «Статьях о народной поэзии» пишет: «...Плач Ярославны дышит глубоким чувством. Это не жена, которая после погибели мужа осталась горькою сиротою, без угла и без куска... это... любящая душа тоскливо порывается к своему милому, к своей ладе, чтобы омочить в Каялереке бобровый рукав и отереть им кровавые раны на теле возлюбленного». (В. Белинский. Статьи о народной поэзии.) Согласны ли вы с мнением знаменитого критика? Каким вам представляется образ Ярославны? 4. Каково значение князей Игоря и Всеволода в борьбе за единение сил русского воинства? Подготовьте рассказ об одном из них, опираясь на текст «Слова о полку Игореве». 1. Известна ли вам опера А. Бородина «Князь Игорь»? В чём сходство и в чём различие в сюжетах литературного памятника «Слово о полку Игореве» и оперного либретто? Как вы думаете, почему либретто оперы отличается от содержания эпической поэмы? 2. Рассмотрите внимательно иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Какими представляет себе художник-иллюстратор портреты героев и что подчёркивает в них (мужество, красоту, величие персонажей)? 1. Составьте предполагаемый диалог с автором об особенностях «Слова о полку Игореве», о героях, их поступках, идее произведения. 2. Введите выражения «растекался мыслию по древу», «ковал крамолу», «изронил своё златое слово» в устные сообщения о сюжете и героях «Слова о полку Игореве». 3. Какую роль в тексте произведения играют слова и словосочетания: сложить песнь, отвагою запалил себя, заострил сердце, накликают, грозу суля, ковал крамолу, изронил златое слово, молит, величать, запричитала, вспала мысль, знамением небес пренебрегая, к славной изготовились борьбе? Объясните их смысл. «Слово о полку Игореве» 1. Драгоценный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» написан по поводу неудачного похода на половцев князя Игоря Святославича. Вслушаемся в актёрское чтение текста. Настраивает ли вступление на восприятие «Слова...»? Какие слова звучат в чтении актёров особенно торжественно? Какие чувства окрашивают чтение (сочувствие, сострадание, грусть...)? 2. Почему интонация и эмоциональный фон «золотого слова Святослава» так резко отличаются от звучания вступления? Какими интонациями сменяются скорбь, печаль, досада, прозвучавшие в устах князя в начале «золотого слова», в тот момент, когда он обращается к русским князьям с призывом к объединению для защиты родных земель? Помогает ли музыка передать страстность призыва старого князя Святослава? Как меняется ритм актёрской речи вместе с ритмом музыкального сопровождения? 3. Что особенно запомнилось вам в актёрском чтении и что вы использовали бы при подготовке собственного чтения? 4. Какие чувства передаёт в своём чтении «Плача Ярославны» А. Покровская? Усиливает ли восприятие музыкальное сопровождение? 5. Какими средствами художественного чтения актриса передаёт динамику, стремительное движение в сцене побега Игоря?