Страница 8-9
1. Что лежало в основе церковнославянских текстов и что отличало древнерусскую литературу?
Церковнославянские тексты были основаны на религиозных представлениях о мире и служили средством передачи и распространения христианской веры. Они служили для богослужений, молитв и канонов, имея своей целью обращение к Богу и передачу божественных истин.
Древнерусская литература отличалась своим историческим характером и национальной спецификой. В отличие от церковнославянских текстов, древнерусские произведения были созданы с учетом исторических событий, личных и национальных интересов, повседневной жизни людей. Они включали в себя рассказы о реальных героях, событиях, преданиях и обычаях Древней Руси.
Следовательно, основой церковнославянских текстов были религиозные темы и цели, связанные с верой и богослужениями. Древнерусская литература, в свою очередь, отличалась историчностью, национальной спецификой и ориентированностью на представление о реальном мире и жизни людей.
2. Какие существовали жанры древнерусской литературы?
К жанрам древнерусской литературы относятся жития, хождения, поучения и слово.
Древнерусская литература включала разнообразные жанры, которые отражали разные аспекты культуры и общественной жизни того времени. Вот некоторые из основных жанров древнерусской литературы:
Житие: Это жанр, описывающий жизнь и деяния святых и благочестивых людей. Жития создавались в целях прославления святых и вдохновения верующих на следование их примеру. Примеры житий в древнерусской литературе включают "Житие святого Александра Невского" и "Житие Сергия Радонежского".
Хождение: Этот жанр описывает путешествия или паломничества. Хождения могли иметь религиозное, политическое или практическое значение. Примером может служить произведение "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.
Поучение: В этом жанре автор дает нравственные уроки и советы читателям. Поучения были направлены на формирование добродетельного поведения и мировоззрения. Примером может служить "Поучение Владимира Мономаха".
Слово: Это публичное выступление или речь, которая могла быть торжественной, учительской или политической. Слова могли быть адресованы народу, князю или богослужению. Примером может служить "Слово о погибели земли Русской".
Повесть: Поэтические повествования о различных событиях и героях. Они включали в себя как исторические, так и вымышленные элементы. Примером может служить "Повесть о Петре и Февронии Муромских".
Сказания: Краткие, часто анекдотические рассказы, часто связанные с народными представлениями и поверьями. Примером может служить "Сказание о Кожемяке" или "Сказание о белгородском киселе".
3. Какие произведения древнерусской литературы известны вам по курсам 6, 7, 8 классов? Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы. Расскажите об одном из них.
6 класс:
"Сказание о Кожемяке" "Сказание о белгородском киселе" "Сказание о мамайском плене" Герой: Кожемяка из сказания "Сказание о Кожемяке". Сюжет: Сказание о Кожемяке рассказывает о ремесленнике Кожемяке, который умел создавать самые изысканные изделия из кожи. Он был мастером в создании обуви и других предметов. Сюжет описывает его путешествие, где он оказывается в стране царевича и спасает его от дракона, после чего получает царскую дочь в жены.
7 класс:
"Повесть о Петре и Февронии Муромских" "Поучение Владимира Мономаха" "Из похвалы князю Ярославу и книгам" Герой: Петр из "Повести о Петре и Февронии Муромских". Сюжет: Повесть рассказывает о приключениях Петра и Февронии, которые попадают в разные испытания и ситуации, но их любовь и верность друг другу позволяют им преодолевать все трудности. Они становятся символом идеальной добродетели и семейной жизни.
8 класс:
"Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского" "Повесть о Шемякином суде" Герой: Александр Невский из "Повести о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского". Сюжет: Повесть описывает жизнь и подвиги Александра Невского, в том числе его победу над немецкими рыцарями на Чудском озере. Он становится символом защиты Русской земли и православия от внешних угроз.
4. Какие периоды прошла в своём развитии древнерусская литература?
Древнерусская литература прошла через несколько периодов в своем развитии, каждый из которых характеризовался определенными особенностями и изменениями в художественных и литературных традициях. В общей сложности можно выделить следующие периоды:
Первый период (XI-XV вв.): В этот период древнерусская литература формировалась на основе духовных и религиозных ценностей. Главной задачей было создание текстов для богослужений и вероучения. Ярким представителем этого периода является церковнославянский перевод Библии и других религиозных текстов. Творчество было направлено на прославление Бога и распространение христианских учений.
Второй период (конец XV - 40-е гг. XVII в.): В этот период в древнерусской литературе начинают проявляться авторские элементы. Авторы стали вносить свои собственные мысли, эмоции и взгляды в произведения. Произведения стали более разнообразными и индивидуальными. Сюжеты чаще переосмысливались и приспосабливались к социокультурным требованиям.
Третий период (40-е гг. XVII в. - 30-е гг. XVIII в.): В этот период стала проявляться авторская позиция. Авторы начали выражать свои мнения, взгляды на социальные и политические проблемы. Литература стала более критической и реалистичной. Сюжеты стали более сложными и многогранными, а творчество наполнилось социальной актуальностью.
5. Письменно составьте подробный план текста статьи учебника, по плану подготовьте устный пересказ, при ведите в качестве примеров произведения древнерусской литературы, изученные в 6—8 классах.
Страница 10
1. Перескажите очерк Д. С. Лихачёва, подчеркнув его главные мысли.
Очерок Дмитрия Сергеевича Лихачёва о «Слове о полку Игореве» подчеркивает несколько главных мыслей этого древнерусского литературного памятника:
«Слово о полку Игореве» было создано в эпоху, когда на Руси царили раздробленность и конфликты между феодальными княжествами. Произведение стало своеобразным отражением этого фрагментированного политического состояния.
Очерк подчеркивает, что «Слово о полку Игореве» является неотъемлемой частью народного мировоззрения и культуры. В нем отразились древние образцы народной эпической традиции и фольклора.
Автор выявляет элементы будущих русской, белорусской и украинской литератур, что подчеркивает общность культурных корней и связей между различными регионами Руси.
Главной идеей произведения является стремление к объединению разрозненных русских земель и народа. Все происходящие события, даже неудачи, наполняются желанием собрать силы для единства и гармонии.
Автор «Слова о полку Игореве» выступает как представитель общественной позиции своего времени, выражая независимую патриотическую позицию. Лихачёв подчеркивает, что в художественном произведении отразились национальные интересы, идеалы и амбиции.
2. Как охарактеризовать годы, когда создавалось произведение «Слово о полку Игореве»?
Годы, в которые создавалось произведение "Слово о полку Игореве", можно охарактеризовать как период тяжелых политических и социальных потрясений на Древней Руси. Это был XII век, когда русские земли находились в состоянии раздробленности, конфликтов и борьбы за власть.
Произведение было создано в период, когда феодальные княжества Руси оказались разобщенными и боролись друг с другом за территории и влияние. В то время русские земли часто подвергались набегам и разорениям со стороны кочевых племен, в том числе половцев. Это приводило к страданиям рабочего населения, разорению городов и деревень.
В такой ситуации появилось желание объединить русские земли и народ для противостояния общим врагам. "Слово о полку Игореве" стало выражением этой стремительной потребности в единстве и сопротивлении. Героические деяния князя Игоря и его воинов вдохновляли и призывали к объединению усилий для защиты Руси от внешних угроз.
Страница 34-36
1. Подумайте, в чём основная мысль произведения. Как проявляется идея автора в тексте «золотого слова» Святослава и почему оно получило такое название? Каким вы представляете себе автора «Слова о полку Игореве»?
Основная мысль произведения "Слово о полку Игореве" заключается в призыве к единству и сопротивлению в условиях внутренних раздоров и внешних угроз. Произведение отражает важность объединения русских княжеств для противостояния общим врагам и защиты родной земли. Эта идея выражена в моменте "золотого слова" Святослава.
Золотое слово Святослава подчеркивает важность этой мысли. Святослав, высказывая свои размышления о гибели Игоря и Всеволода, выступает как мудрый и опытный лидер, который осознает ошибки и важность солидарности. Он призывает князей не быть порабощенными гордыней, не гнаться за личной славой и рисковать одиночными подвигами, а объединиться и действовать совместно во имя общей цели.
Название "золотое слово" отражает великое значение и ценность содержания речи Святослава. Это слово сравнивается с драгоценным металлом, который ценится за свою ценность и блеск. Таким образом, золотое слово Святослава является символом мудрости, ценных наставлений и призывов к единению.
Автором "Слова о полку Игореве" считается неизвестный писатель, живший в XII веке. Этот автор, скорее всего, был близок к высшему дворянству и имел хорошее знание русской истории и традиций. Он выступает как патриот, стремящийся вдохновить и объединить русские княжества для сопротивления внешним угрозам.
2. Какие приёмы помогают автору «Слова...» создать характеры героев, выразить мысль о единении сил перед лицом внешней опасности?
Автор "Слова о полку Игореве" использовал ряд приемов, которые помогли ему создать характеры героев и выразить мысль о необходимости единения перед лицом внешней опасности:
Символика и образы: Автор использует символические образы, чтобы подчеркнуть качества и характеры героев. Например, Игорь сравнивается с соколом – символом храбрости и мужества, а Кончак – с черным вороном, что может намекать на загадочность и таинственность его личности.
Метафоры и сравнения: При помощи метафор и сравнений автор передает эмоциональное состояние и внутренний мир героев. Это помогает читателю лучше понять их мотивацию и чувства.
Монологи и речевые обороты: Герои высказывают свои мысли и чувства через монологи, что позволяет автору показать их внутренний мир. Например, "золотое слово" Святослава содержит патриотическую идею единения русских князей для противостояния внешней опасности.
Контрасты: Автор использует контрасты, чтобы выделить различия между героями и подчеркнуть их индивидуальные характеры. Например, героические черты Игоря и гордыню, которая привела к его поражению, или отличие между мужественными действиями Игоря и слабостью других князей.
Ирония и сатира: Автор использует иронию и сатиру для выявления недостатков и ошибок героев. Например, в рассказе о Всеволоде автор иронически комментирует его действия, подчеркивая его несознательность и самонадеянность.
Сценическая характеристика: Описание внешнего вида, мимики, жестов и реакций героев позволяет автору подчеркнуть их характерные черты и внутренние состояния.
Использование приемов хоровой песни: Перемежание рефренов, обращений к мирозданию и природе через хоровую песню создает эффект коллективного мнения и подчеркивает идею единства.
3. В. Г. Белинский в «Статьях о народной поэзии» пишет:
«...Плач Ярославны дышит глубоким чувством. Это не жена, которая после погибели мужа осталась горькою сиротою, без угла и без куска... это... любящая душа тоскливо порывается к своему милому, к своей ладе, чтобы омочить в Каялереке бобровый рукав и отереть им кровавые раны на теле возлюбленного». (В. Белинский. Статьи о народной поэзии.) Согласны ли вы с мнением знаменитого критика? Каким вам представляется образ Ярославны?
Я согласен с мнением В. Г. Белинского относительно плача Ярославны. Её плач действительно выражает глубокое чувство и несет в себе множество эмоций и мыслей. Образ Ярославны в "Слове о полку Игореве" проникнут любовью, тоской, горем и сильным желанием вернуть своего мужа. Она не только горюет о погибшем Игоре, но также сожалеет о судьбе всей дружины, огорчается потерей славных воинов и мужей. Её обращения к языческим богам, её мольбы и молитвы, её тоска по мужу - все это создает глубокий и трогательный образ Ярославны.
В её плаче звучат народные мотивы и элементы народной поэзии, что добавляет ей особую силу и искренность. Образ Ярославны символизирует любовь, преданность и стойкость перед тяжелой утратой. Её скорбь становится общей скорбью Руси, а её мольбы - призывом к силам природы и божествам о сохранении Русской земли.
Образ Ярославны в "Слове о полку Игореве" обладает глубокой психологической проработкой, чувственностью и человечностью, что делает её переживания близкими и понятными для читателя.
4. Каково значение князей Игоря и Всеволода в борьбе за единение сил русского воинства? Подготовьте рассказ об одном из них, опираясь на текст «Слова о полку Игореве».
Князь Игорь и Всеволод в произведении "Слово о полку Игореве" играют важную роль в контексте борьбы за единение сил русского воинства. Их поход на половцев и последующее поражение стали символом того, как внутренние раздоры и неединство русских княжеств могут привести к поражению перед внешней опасностью. Хотя в тексте нет подробного описания самих походов Игоря и Всеволода, их роль как князей и военных лидеров очень важна для хода событий и для выражения главной мысли произведения.
Игорь и Всеволод отправились в поход на половцев с целью приобрести славу и доказать свою мужественность. Однако их поход оказался неудачным, и они попали в плен. Их поражение стало болезненным уроком для всей Руси. Князья, стремящиеся к личной славе и забывшие о важности единения, поняли, что без объединения и солидарности они бессильны перед внешними угрозами.
1. Известна ли вам опера А. Бородина «Князь Игорь»? В чём сходство и в чём различие в сюжетах литературного памятника «Слово о полку Игореве» и оперного либретто? Как вы думаете, почему либретто оперы отличается от содержания эпической поэмы?
Да, я знаком с оперой "Князь Игорь" Александра Бородина. Эта оперная работа была создана на основе сюжета из древнерусской литературной памятки "Слово о полку Игореве".
Сходства между "Словом о полку Игореве" и оперным либретто "Князь Игорь":
Основной сюжет: Оба произведения основаны на событиях, описанных в "Слове о полку Игореве". Оба рассказывают о походе князя Игоря на половцев, о его пленении и возвращении на родину.
Основные персонажи: Оба произведения сохраняют главных героев, таких как князь Игорь и Ярославна.
Стремление к патриотическому подъему: Как и в эпическом произведении, оперная версия также нацелена на восхваление русских доблестных воинов, показывая их мужество и жертвенность.
Различия между "Словом о полку Игореве" и оперной версией "Князь Игорь":
Жанр и формат: Опера - это музыкально-театральное произведение, в то время как "Слово" - это эпическая поэма. Это приводит к неизбежным различиям в подходе к сюжету и характерам.
Художественные средства: В опере используется музыка, пение и драматические элементы для выражения эмоций и передачи настроения. Это позволяет более глубоко проработать эмоциональную составляющую персонажей.
Внесение изменений: Часто в оперных адаптациях сюжета происходят изменения, чтобы адаптировать его под формат оперы и обогатить характеры и события.
2. Рассмотрите внимательно иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Какими представляет себе художник-иллюстратор портреты героев и что подчёркивает в них (мужество, красоту, величие персонажей)?
1. Составьте предполагаемый диалог с автором об особенностях «Слова о полку Игореве», о героях, их поступках, идее произведения.
– Приветствую вас, уважаемый автор «Слова о полку Игореве». Мне было бы интересно поговорить о вашем произведении и его особенностях.
– Здравствуйте. Рад видеть интерес к моему творению. Что вас интересует?
– Я хотел бы узнать о героях вашего произведения. Какие особенности характеров Игоря, Всеволода и других персонажей вы пытались передать?
– В моем произведении я стремился создать живых и многогранных героев. Игорь – князь, гордый и смелый воин, однако его гордыня и стремление к славе привели к его поражению. Всеволод – более умеренный и разумный, но также не лишенный амбиций. Я хотел показать, как разные черты характера влияют на их поступки и судьбы.
– А какова основная идея вашего произведения? Что вы хотели донести до читателей?
– Одной из главных идей является мысль о необходимости единения русских земель и людей перед внешней опасностью. По сути, проигрыш Игоря стал предостережением о том, что междуусобные разногласия могут привести к гибели всех. Только объединившись, русские князья могут стать непобедимой силой.
– Понятно. А как вы считаете, какие качества героев были бы актуальны и важны для человечества в будущем?
– В будущем, как и в прошлом, важными останутся качества, такие как мудрость, смелость, умение служить не только себе, но и обществу. Герои моего произведения преследовали не только личные цели, но и цели всего русского народа. Это пример того, как самоотверженность и честность могут вдохновлять людей на великие поступки.
– Благодарю за интересное разъяснение. Ваши герои и идеи, безусловно, актуальны и вдохновляют и в наше время. Спасибо за вашу работу и вклад в литературное наследие.
– Благодарю вас за добрые слова. Рад, что мои мысли дошли до вас.
2. Введите выражения «растекался мыслию по древу», «ковал крамолу», «изронил своё златое слово» в устные сообщения о сюжете и героях «Слова о полку Игореве».
В "Слове о полку Игореве" князь Игорь, горячо стремящийся к славе и подвигам, ковал крамолу, отправившись в поход против половцев в одиночку, не дожидаясь поддержки от других князей.
Во время битвы с половцами герои стали растекаться мыслями по древу, так как разногласия и недостаток согласованных действий привели к поражению русской дружины.
Важный момент в произведении – когда князь Святослав изронил своё златое слово о созыве русских князей для объединения и совместной борьбы против половцев.
3. Какую роль в тексте произведения играют слова и словосочетания: сложить песнь, отвагою запалил себя, заострил сердце, накликают, грозу суля, ковал крамолу, изронил златое слово, молит, величать, запричитала, вспала мысль, знамением небес пренебрегая, к славной изготовились борьбе? Объясните их смысл.
"Сложить песнь" - означает рассказать, описать, передать события и действия.
"Отвагою запалил себя" - указывает на то, что герой воспламенил себя смелостью, решительностью.
"Заострил сердце" - символически означает готовность к сражению, решимость совершить подвиг.
"Накликают" - предвещают, приносят, привлекают, как бы вызывают.
"Грозу суля" - обещают приближение бедствия, опасности, что создает напряжение и нервозность.
"Ковал крамолу" - намекает на то, что кто-то злонамеренно подстрекает, готовит бунт, волнения.
"Изронил златое слово" - говорит важное, великое, ценное слово, как бы сознательно и акцентированно.
"Молит" - подразумевает просьбу, умоляние перед высшими силами, надежду на помощь.
"Величать" - выражает уважение, честь, почитание.
"Запричитала" - горько заплакала, выразила скорбь и горе.
"Вспала мысль" - внезапно возникла идея, понимание.
"Знамением небес пренебрегая" - игнорируя предупреждение, мудрость небес.
"К славной изготовились борьбе" - подготовились к достойной борьбе, стали готовы к великому подвигу.
«Слово о полку Игореве»
1. Драгоценный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» написан по поводу неудачного похода на половцев князя Игоря Святославича. Вслушаемся в актёрское чтение текста. Настраивает ли вступление на восприятие «Слова...»? Какие слова звучат в чтении актёров особенно торжественно? Какие чувства окрашивают чтение (сочувствие, сострадание, грусть...)?
2. Почему интонация и эмоциональный фон «золотого слова Святослава» так резко отличаются от звучания вступления? Какими интонациями сменяются скорбь, печаль, досада, прозвучавшие в устах князя в начале «золотого слова», в тот момент, когда он обращается к русским князьям с призывом к объединению для защиты родных земель? Помогает ли музыка передать страстность призыва старого князя Святослава? Как меняется ритм актёрской речи вместе с ритмом музыкального сопровождения?
3. Что особенно запомнилось вам в актёрском чтении и что вы использовали бы при подготовке собственного чтения?
4. Какие чувства передаёт в своём чтении «Плача Ярославны» А. Покровская? Усиливает ли восприятие музыкальное сопровождение?
5. Какими средствами художественного чтения актриса передаёт динамику, стремительное движение в сцене побега Игоря?