1. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств
1) Поместите в пробирку несколько кусочков мела или мрамора и прилейте немного разбавленной соляной кислоты. Пробирку быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки поместите в дру гую пробирку, в которой находится 2—3 мл известковой воды. Несколько минут пропускайте выделяющийся газ через известковую воду.
• Что происходит, если на мел (мрамор) действуют соляной кислотой?
• Почему при пропускании образующегося газа через раствор известковой воды сначала происходит помутнение, а затем взвесь растворяется?
2) Конец газоотводной трубки выньте из раствора и сполосните в дистиллированной воде. Поместите трубку в пробирку с 2—3 мл дистил- лированной волы и пропустите через неё выделяющийся газ. Через несколько минут выньте трубку из раствора и добавьте к нему несколько капель синего лакмуса. Что наблюдаете?
3) В пробирку налейте 2—3 мл разбавленного раствора гидроксида натрия, добавьте к нему несколько капель фенолфталеина и затем через раствор пропустите выделяющийся газ. Что наблюдаете?
• Напишите уравнения всех проведённых реакций в молекулярном, ионном и сокращённом ионном виде.
2. Распознавание карбонатов
В грех пробирках даны кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид пинка, карбонат калия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке.
• Сделайте вывод, что является качественной реакцией на карбокатионы. Напишите соответствующее уравнение реакции.
3. Отчёт о работе оформите в виде таблицы (см. § 16).