menu


ГДЗ по химии 9 класс Габриелян, Остроумов §34. Железо и его соединения с ответами




Железо неразрывно связано с историей человечества. Алхимики использовали для обозначения железа символ управляющей им, по их мнению, планеты — Марса. Как вы думаете, почему?

Они связывали железо с Марсом, потому что Марс считался символом войны, силы и оружия. Железо издавна использовалось для изготовления мечей, доспехов и инструментов — всего, что ассоциировалось с боем. Поэтому символ Марса (круг со стрелкой) стал и символом железа.

1. Расскажите о нахождении железа в природе.

Железо встречается в виде руд — это минералы, из которых его можно получить. Основные железные руды:
– магнитный железняк (Fe₃O₄)
– красный железняк (гематит, Fe₂O₃)
– бурый железняк (лимонит, Fe₂O₃·nH₂O)
– пирит (FeS₂), хотя он используется в основном для получения серы

Железо также есть в метеоритах в виде металлического сплава с никелем.

2. Не производя расчётов, укажите, в какой из руд — красном, буром, магнитном железняке или пирите — массовая доля железа наибольшая.

В магнитном железняке (Fe₃O₄) массовая доля железа самая высокая. Он содержит три атома железа на четыре атома кислорода. В гематите два железа на три кислорода, а в буром железняке ещё и вода, что снижает долю железа. В пирите много серы, а железа только один атом.

3. Перечислите химические свойства железа. Подчеркните особенности его взаимодействия с растворами кислот и солей, а также с неметаллами.

– взаимодействует с кислородом при нагревании: образуется оксид
– соединяется с галогенами и серой: идут бурные реакции
– с кислотами: растворяется с выделением водорода (например, с соляной кислотой)
– с солями: вытесняет из растворов менее активные металлы

Особенности:

– Железо активно реагирует с разбавленными кислотами (соляной, серной), но пассивируется концентрированной азотной кислотой — покрывается плёнкой оксида и не растворяется.
– В растворах солей может замещать другие металлы, если оно активнее по ряду напряжений.

4. Составьте уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

а) FeO ⟶ Fe ⟶ FeCl3 ⟶ Fe(OH)3 ⟶ Fe2O3 ⟶ Fe2(SO4)3 ⟶ FeCl3;

б) Fe ⟶ FeCl2 ⟶ Fe(OH)2 ⟶ FeO ⟶ FeSO4 ⟶ FeCl2.

Для реакций, протекающих в растворах, запишите ионные уравнения. В двух уравнениях окислительно-восстановительных реакций расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

а) FeO ⟶ Fe ⟶ FeCl₃ ⟶ Fe(OH)₃ ⟶ Fe₂O₃ ⟶ Fe₂(SO₄)₃ ⟶ FeCl₃

Восстановление оксида железа(II):
FeO + CO → Fe + CO₂

Получение хлорида железа(III):
2Fe + 3Cl₂ → 2FeCl₃

Гидролиз с образованием гидроксида:
FeCl₃ + 3NaOH → Fe(OH)₃↓ + 3NaCl
(Ионное: Fe³⁺ + 3OH⁻ → Fe(OH)₃↓)

Образование оксида:
2Fe(OH)₃ → Fe₂O₃ + 3H₂O (при нагревании)

Реакция с серной кислотой:
Fe₂O₃ + 3H₂SO₄ → Fe₂(SO₄)₃ + 3H₂O

Замещение в растворе:
Fe₂(SO₄)₃ + 6NaCl → 2FeCl₃ + 3Na₂SO₄
(Ионное: 2Fe³⁺ + 6Cl⁻ → 2FeCl₃)

5. Используя метод электронного баланса, составьте уравнения окислительно-восстановительных реакций, соответствующих схемам:

а) Fe(OH)2 + О2 + Н2О -> Fe(OH)3

б) Fe + Br2 -> FeBr3

в) FeSO4 + КMnО4 + H2SO4 ⟶ Fe2SO4 + K2SO4 + MnSO4 + H2O

Укажите окислитель и восстановитель.

б) Fe ⟶ FeCl₂ ⟶ Fe(OH)₂ ⟶ FeO ⟶ FeSO₄ ⟶ FeCl₂

Взаимодействие с соляной кислотой:
Fe + 2HCl → FeCl₂ + H₂↑
(Ионное: Fe⁰ + 2H⁺ → Fe²⁺ + H₂↑)

Гидролиз:
FeCl₂ + 2NaOH → Fe(OH)₂↓ + 2NaCl
(Ионное: Fe²⁺ + 2OH⁻ → Fe(OH)₂↓)

Разложение при нагревании:
Fe(OH)₂ → FeO + H₂O

Растворение в серной кислоте:
FeO + H₂SO₄ → FeSO₄ + H₂O

Замещение:
FeSO₄ + 2NaCl → FeCl₂ + Na₂SO₄
(Ионное: Fe²⁺ + 2Cl⁻ → FeCl₂)

6. Напишите по два молекулярных уравнения, соответствующих каждому ионному уравнению:

а) Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2↓;

б) Fe2O3 + 6H+ = 2Fe3+ + 6H2O;

в) 2Fe3+ + 2I- = 2Fe2+ + I2.

а) Fe(OH)₂ + O₂ + H₂O → Fe(OH)₃

Fe(OH)₂ содержит Fe²⁺ → Fe(OH)₃ содержит Fe³⁺
0,5O₂ → O в составе OH⁻

Баланс:

Fe²⁺ – 1e⁻ → Fe³⁺
O₂ + 4e⁻ + 4H⁺ → 2H₂O

Уравнение (после балансировки):
4Fe(OH)₂ + O₂ + 2H₂O → 4Fe(OH)₃

Окислитель: O₂
Восстановитель: Fe²⁺

б) Fe + Br₂ → FeBr₃

Fe⁰ – 3e⁻ → Fe³⁺
Br₂ + 2e⁻ → 2Br⁻

Баланс:

2Fe – 6e⁻ → 2Fe³⁺
3Br₂ + 6e⁻ → 6Br⁻

Уравнение:
2Fe + 3Br₂ → 2FeBr₃

Окислитель: Br₂
Восстановитель: Fe

в) FeSO₄ + KMnO₄ + H₂SO₄ → Fe₂(SO₄)₃ + K₂SO₄ + MnSO₄ + H₂O

Fe²⁺ → Fe³⁺ (–1e⁻)
Mn⁷⁺ → Mn²⁺ (+5e⁻)

Баланс:

5Fe²⁺ – 5e⁻ → 5Fe³⁺
MnO₄⁻ + 8H⁺ + 5e⁻ → Mn²⁺ + 4H₂O

Итоговое уравнение:
5FeSO₄ + KMnO₄ + 4H₂SO₄ → Fe₂(SO₄)₃ + MnSO₄ + K₂SO₄ + 4H₂O

Окислитель: KMnO₄ (Mn⁷⁺)
Восстановитель: FeSO₄ (Fe²⁺)

7. ЖЖелезный купорос FeS04-7H20 широко используют как фунгицид — средство для борьбы с грибковыми заболеваниями растений. Какую массу железного купороса можно получить из 2,8 кг железных опилок и необходимого количества разбавленной серной кислоты?

Fe + H₂SO₄ → FeSO₄ + H₂↑
FeSO₄ + 7H₂O → FeSO₄·7H₂O

Молярная масса Fe = 56 г/моль
Молярная масса FeSO₄·7H₂O = 278 г/моль

Из 56 г Fe можно получить 278 г FeSO₄·7H₂O
Масса увеличивается в 278 / 56 = 4,96 раза

2,8 кг = 2800 г
2800 * 4,96 = 13 888 г, то есть 13,89 кг железного купороса

8. Один из учащихся написал формулу двойной соли железа и аммония как NH4Fe(SO4)2*12Н2O, а другой — как (NH4)2Fe(SO4)2*6Н2O. Кто из них прав? Докажите ваше утверждение.

Правильная формула двойной соли — (NH₄)Fe(SO₄)₂·12H₂O
Это — аммоний-железо(III)-сульфат или жёлтые кристаллы квасцов

У второго учащегося формула неверна: (NH₄)₂Fe(SO₄)₂ — не соответствует степени окисления железа и нарушает соотношение зарядов.
Fe³⁺ требует два аниона SO₄²⁻ и один катион NH₄⁺, а не два.

Ответ: прав первый ученик.

9. На трёх карточках опишите свойства различных металлов, не называя эти металлы. Раздайте карточки своим одноклассникам, получите от них три аналогичные карточки с описанием. К следующему уроку постарайтесь определить, описания каких металлов вам достались. Можно ли по полученному вами тексту сделать однозначный вывод?

Если в карточке указаны уникальные признаки, например:

– металл буреет на воздухе и реагирует с влагой
– растворяется в кислотах с выделением газа
– образует соединения зелёного и бурого цвета
– используется в строительстве и при анемии

Можно предположить, что речь о железе. Но если указания общие:

– хорошо проводит ток
– блестит
– реагирует с кислотами

То по такому описанию определить металл точно нельзя, потому что такие свойства есть у многих.

Вывод: не всегда можно сделать однозначный вывод — зависит от точности описания.






ГДЗ по химии 9 класс Габриелян, Остроумов Параграф 34

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):