Можно ли применительно к истории российской культуры конца XIX — начала XX в. согласиться с наименованием «Серебряный век»? Почему период расцвета российской культуры конца XIX — первой четверти XX в. был назван Серебряным веком? Как вы можете объяснить разносторонность интересов Н. С. Гумилёва? Как идеи футуристов отразились в дизайне этой афиши? Есть ли что-либо общее у русских модернистов? Своё мнение обоснуйте. Найдите основные черты стиля модерн в облике этого здания. В начале XX в. в живописи стало цениться не то, что именно рисует художник, а то, как он это делает. Попробуйте объяснить данное явление. Балет считается самым далёким от реальной жизни видом искусства. Почему в начале XX в. он приобретает особенную популярность? Как вы думаете, почему первый российский фильм был поставлен по мотивам популярной песни? Как вы думаете, почему именно в России возникла идея создания дальнемагистрального многомоторного самолёта? Какое достижение (или достижения) российской науки начала XX в. вы считаете наиболее значимым? Своё мнение обоснуйте. Как и почему менялась религиозная политика в годы революции 1905— 1907 гг.? 1. Кок вы понимаете значение этих понятий и терминов: модернизм, декаденты, символизм, акмеизм, футуризм, «Мир искусства», «Бубновый валет», «Голубая роза», неорусский стиль, Русские сезоны, «Вехи»? 2. Как государство и общество поощряли развитие литературы и искусства во второй половине XIX в.? Приведите два-три примера. 3. Сформулируйте три причины расцвета российской культуры в конце XIX — начале XX в. 4. Приведите три-четыре важнейших, на ваш взгляд достижения российской культуры в конце XIX — начале XX в. Обоснуйте ваш выбор. 5. Приведите три-четыре примера взаимодействия русской и иностранной литературы и искусства в конце XIX — начале XX в. 6*. Как вы думаете, почему господствующим художественным стилем в конце XIX — начале XX в. в российской литературе и искусстве стал модернизм? Сформулируйте два-три объяснения. 1. Составьте хронологическую таблицу важнейших, по вашему мнению, событий в сфере экономики, внутренней и внешней политики, социально-экономического и культурного развития России в I 894— 1914 гг. Свой выбор обоснуйте в таблице. 2. Найдите на карте Российской империи центры политической жизни, развития экономики, образования, науки, искусства, литературы в 1 894—1914 гг. 3. Как и почему менялась территория России в 1 894—1914 гг.? 4. Выберите любого российского исторического деятеля 1894— 1914 гг. и напишите от его имени речь (мини-сочинение) на тему «История меня оправдает...». Отметьте, что ваш герой хотел сделать (и почему), что ему удалось (и почему), а что не удалось (и почему), чем его деятельность ценна для потомков. 5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Одну из них можно сформулировать так: «Реформы П. А. Столыпина способствовали политической стабилизации и социально-экономическому развитию России». Используя свои исторические знания, приведите три аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и три аргумента, которыми можно её опровергнуть. При изложении каждого аргумента обязательно используйте исторические факты. 6. Вам поручено сделать доклад на тему «Развитие российской культуры в 1 894—1 91 4 гг.». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете его готовить. Как в 1894—1914 гг. разрешались проблемы развития России?