menu


ГДЗ по истории 9 класс Вишняков, Могилевский § 28. Литература и искусство во второй половине XIX века




Какие новые черты (и почему) обозначились в российской литературе и искусстве во второй половине XIX в.?

Во второй половине XIX века в российской литературе и искусстве появились новые черты, связанные с развитием реализма и усилением социальной тематики. Литература стала уделять больше внимания жизни простых людей, их труду и судьбам. Писатели стремились разоблачать пороки общества, несправедливость, чиновничий произвол. В искусстве на первый план вышли жанровые сцены из крестьянской и городской жизни, а также исторические и психологические портреты.

Почему Абрамцево стало одним из важнейших центров развития литературы и искусства в России во второй половине XIX в.?

Абрамцево стало важным центром литературы и искусства благодаря инициативе меценатов, в первую очередь Саввы Мамонтова. В его усадьбе собирались художники, писатели и музыканты, которые обменивались идеями, вдохновлялись народным творчеством и создавали произведения, воплотившие национальный дух. Здесь работали художники-передвижники, зародился новый стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

Почему во второй половине XIX в. меценатами были в основном представители буржуазии? Сформулируйте два объяснения.

Меценатами во второй половине XIX века были в основном представители буржуазии по двум причинам. Во-первых, именно этот слой общества благодаря развитию промышленности и торговли накопил значительные капиталы, позволявшие вкладывать средства в искусство. Во-вторых, буржуазия стремилась к общественному признанию и культурному влиянию, поэтому поддержка художников и писателей становилась способом самоутверждения.

Сформулируйте два-три объяснения мирового признания русской литературы во второй половине XIX в.

Мировое признание русской литературы во второй половине XIX века объясняется несколькими факторами. Во-первых, русские писатели создали произведения с глубокой психологической проработкой образов, что вызвало восхищение читателей во всем мире. Во-вторых, их книги поднимали универсальные темы — социальная несправедливость, моральный выбор, поиск смысла жизни. В-третьих, переводы русских классиков стали широко распространяться в Европе, что способствовало их популярности.

Как вы думаете, почему эта картина стала одной из самых известных в истории русской живописи?

Известно, что Товарищество передвижных художественных выставок было успешным коммерческим предприятием. Сформулируйте два-три объяснения этого факта.

Товарищество передвижных художественных выставок было успешным коммерческим проектом, потому что его картины отражали животрепещущие социальные темы, близкие широким слоям населения. Художники показывали правду жизни, что вызывало большой интерес публики. Также передвижные выставки позволяли расширить аудиторию за счёт показа картин в разных городах России, привлекая новых зрителей и покупателей.

1. Среди исторических лиц, изображённых на памятнике «Тысячелетие России», нет Ивана Грозного. Как вы можете объяснить этот факт?

Отсутствие Ивана Грозного среди исторических лиц на памятнике «Тысячелетие России» можно объяснить его противоречивой ролью в истории. С одной стороны, он укрепил государство, но с другой — его правление сопровождалось жестокостью, опричниной и репрессиями. Вероятно, создатели памятника хотели избежать включения фигуры, вызывавшей неоднозначное отношение.

2. Под влиянием каких течений в общественном движении могло произойти вытеснение стиля ампир в архитектуре русско-византийским стилем? Своё мнение обоснуйте двумя-тремя аргументами.

Вытеснение стиля ампир русско-византийским стилем могло быть связано с влиянием славянофильства и идей национального самосознания. Во-первых, ампир был связан с западноевропейскими традициями, а в XIX веке усилилось стремление к созданию самобытной русской культуры. Во-вторых, развитие национального романтизма способствовало обращению к древнерусскому наследию, в том числе к архитектуре. В-третьих, православие оставалось важной частью русской жизни, и русско-византийский стиль подчёркивал преемственность церковных традиций.

1. Как вы думаете, почему В. В. Стасов называл содружество композиторов «Могучей кучкой»?

В. В. Стасов назвал объединение композиторов «Могучей кучкой», подчеркивая их сплочённость и новаторский подход к музыке. Они стремились создать национальный стиль, опираясь на русские народные мотивы, и выступали против академизма.

2. Есть пи связь между развитием музыкального образования и расцветом музыки в России?

Развитие музыкального образования напрямую связано с расцветом музыки в России. Открытие консерваторий в Санкт-Петербурге и Москве позволило подготовить профессиональных композиторов и исполнителей. Кроме того, систематическое обучение помогло музыкантам освоить мировую музыкальную культуру и развивать собственные направления.

Сформулируйте две-три причины популярности театра в России во второй половине XIX в.

Популярность театра во второй половине XIX века объясняется несколькими причинами. Во-первых, реализм, который развивался в литературе и искусстве, нашёл отражение и в театре, делая постановки более живыми и понятными зрителям. Во-вторых, рост городского населения и развитие инфраструктуры способствовали увеличению числа театров и зрителей. В-третьих, драматургия этого периода, особенно пьесы Островского и Чехова, затрагивала актуальные социальные вопросы, что привлекало публику.

1. Как вы понимаете значение этих понятий и терминов: Музей изящных искусств, Третьяковская галерея, русский реалистический роман, передвижники, «Могучая кучка», русско-византийский стиль, «Дом Островского», Русский музей, Московский Художественный театр (МХТ)?

Музей изящных искусств — это учреждение, в котором собраны произведения живописи, скульптуры и других видов искусства. В России наиболее известен Государственный музей изящных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Третьяковская галерея — крупнейшее собрание русского искусства, основанное купцом и меценатом Павлом Третьяковым, ставшее национальным музеем.

Русский реалистический роман — литературное направление, отражающее жизнь и характеры людей с максимальной достоверностью, например, произведения Толстого, Достоевского, Тургенева.

Передвижники — объединение русских художников второй половины XIX века, которые стремились к демократизации искусства и реалистичному отображению жизни.

«Могучая кучка» — группа русских композиторов, включая Балакирева, Римского-Корсакова, Бородина, Кюи и Мусоргского, стремившихся к созданию самобытной национальной музыки.

Русско-византийский стиль — архитектурное направление, сочетавшее элементы древнерусского и византийского зодчества, яркий пример — храм Христа Спасителя в Москве.

«Дом Островского» — в широком смысле символ русского театра, а также название дома-музея драматурга А. Н. Островского.

Русский музей — художественный музей в Санкт-Петербурге, созданный в 1895 году для хранения и экспонирования произведений русского искусства.

Московский Художественный театр (МХТ) — театр, основанный Станиславским и Немировичем-Данченко, реформировавший сценическое искусство, сделав его более реалистичным и психологически глубоким.

2. Как государство и общество поощряли развитие литературы и искусства? Приведите два-три примера.

Государство и общество поощряли развитие литературы и искусства через создание художественных и литературных обществ, финансирование академий, а также меценатство. Например, Александр III поддерживал Русский музей, купцы Третьяков и Мамонтов финансировали художников и театры, а открытие Московской консерватории способствовало развитию музыкального образования.

3. Сформулируйте три причины расцвета во второй половине XIX в. русской литературы и искусства.

Расцвет русской литературы и искусства во второй половине XIX века объясняется несколькими причинами. Во-первых, общественные преобразования, в частности отмена крепостного права, привели к новым темам в искусстве. Во-вторых, развитие печати и книгопечатания способствовало широкому распространению литературы. В-третьих, рост интереса к народному творчеству вдохновил художников, писателей и композиторов.

4. Приведите три-четыре важнейших, на ваш взгляд, достижения русской литературы и искусства во второй половине XIX в. Обоснуйте ваш выбор.

Среди важнейших достижений можно выделить русскую классическую литературу, представленную романами Достоевского и Толстого, развитие реалистической живописи передвижников, расцвет театра благодаря Островскому и МХТ, а также формирование русской национальной композиторской школы.

5. Приведите три-четыре примера взаимодействия русской и иностранной литературы и искусства.

Русская и иностранная культура активно взаимодействовали: Тургенев жил во Франции и популяризировал русскую литературу на Западе, Достоевского переводили и читали в Европе, передвижники испытывали влияние европейского реализма, а композиторы, такие как Чайковский, соединяли русские мотивы с западными традициями.

6*. Как вы думаете, почему во второй половине XIX в. господствующим художественным стилем в российской литературе и искусстве стал реализм? Сформулируйте два-три объяснения.

Реализм стал господствующим стилем, так как соответствовал социальным изменениям, стремился показать реальную жизнь и её проблемы, а также отражал научные и философские идеи времени, в том числе интерес к психологии человека.

1. Составьте хронологическую таблицу важнейших, по вашему мнению, достижений российской культуры второй половины XIX в. Свой выбор обоснуйте.

1856 – Открытие Третьяковской галереи Павлом Третьяковым (развитие русской живописи и поддержка передвижников).

1859 – Открытие Санкт-Петербургского государственного университета (расширение высшего образования).

1861 – Отмена крепостного права (отразилась в литературе и искусстве, например, в романах Толстого и Достоевского).

1863 – «Бунт четырнадцати» в Академии художеств, создание передвижников (протест против академизма, развитие реализма в живописи).

1869 – Выход романа «Война и мир» Льва Толстого (крупнейшее произведение русской и мировой литературы).

1870 – Основание Товарищества передвижных художественных выставок (продвижение реалистического искусства).

1873 – Открытие Политехнического музея в Москве (развитие науки и популяризация технических знаний).

1874 – Начало «хождения в народ» (отразилось в литературе, например, в произведениях народников).

1875 – Первые постановки пьес Островского, расцвет русского театра.

1881 – Выход романа «Братья Карамазовы» Достоевского (вершина психологического реализма).

1882 – Учреждение Пушкинской премии за литературные труды (поддержка писателей).

1898 – Открытие Московского Художественного театра (реформа сценического искусства, реализм в театре).

Эти события способствовали становлению национальной русской культуры, её признанию в мире и развитию ключевых направлений в литературе, искусстве и науке.

2. Найдите на карте Российской империи центры развития образования, науки, искусства, литературы во второй половине XIX в.

Москва (Московский университет, Третьяковская галерея, Политехнический музей, Московский Художественный театр).
Санкт-Петербург (Академия наук, Императорская Академия художеств, Русский музей, университет, развитие передвижников).
Казань (Казанский университет, значимый центр науки и образования).
Харьков (университет, научные исследования).
Киев (Киевский университет, научные изыскания).
Одесса (Одесский университет, культурное развитие юга России).

3. Найдите на карте маршруты важнейших российских географических экспедиций второй половины XIX в.

Экспедиция Пржевальского (1870–1888) – исследования Центральной Азии (Монголия, Тибет, Китай).
Экспедиция Миклухо-Маклая (1871–1888) – исследования народов Океании, особенно Новой Гвинеи.
Сибирские исследования Чеканова – изучение реки Лены и Байкала.
Походы Потанина – исследование Сибири, Монголии, Китая.

4. Выберите любого деятеля российской культуры второй половины XIX в. и напишите от его имени речь (мини-сочинение) на тему «Я памятник воздвиг себе...». Отметьте, что ваш герой хотел сделать (и почему), что ему удалось (и почему), а что не удалось (и почему), чем его деятельность ценна для потомков.

«Я памятник воздвиг себе…»

Друзья мои, я прожил жизнь, полную страданий, но и полную великих идей. Я стремился раскрыть душу человека, заглянуть в его потаённые мысли, показать борьбу добра и зла. Я писал о грехе и искуплении, о падении и восхождении, о людях, которых общество презирало, но которых я понимал.

Мне удалось создать произведения, которые заставляют думать, которые спорят с читателем, которые мучают и не дают покоя. Однако мне не удалось увидеть общество, которое бы жило по законам правды и справедливости. Всё ещё много порока, бедности, страданий.

Но если мои книги продолжают будить сердца, если «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» помогают кому-то задуматься о вечном, значит, я жил не напрасно.

5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Одну из них можно сформулировать так: «Развитие образования и науки в России второй половины XIX в. отвечало потребностям страны».

Используя свои исторические знания, приведите три аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и три аргумента, которыми можно её опровергнуть. При изложении каждого аргумента обязательно используйте исторические факты.

Аргументы «за»:

Открытие новых университетов (Одесский, Киевский, Харьковский, Томский) позволило готовить специалистов.
Развитие науки – работы Менделеева, Лобачевского, Сеченова продвинули российскую науку на мировой уровень.
Появление женского образования (Бестужевские курсы) способствовало росту грамотности среди женщин.
Аргументы «против»:

Доминирование сословных привилегий – крестьяне и рабочие имели мало доступа к высшему образованию.
Контроль государства – университетский устав 1884 года ограничивал свободу науки.
Отставание технических дисциплин – слабое развитие инженерного образования тормозило модернизацию страны.

6. Вам поручено сделать доклад на тему «Развитие российской литературы и искусства во второй половине XIX в.». Составьте сложный план, в соответствии с которым вы будете его готовить.

I. Введение

Значение второй половины XIX века в истории русской культуры.
II. Литература

Реализм как главное направление.
Достоевский, Толстой, Чехов – новые темы и идеи.
Влияние литературы на общество.
III. Живопись

Передвижники – борьба с академизмом.
Основные художники: Репин, Суриков, Шишкин.
IV. Театр

Островский и реформы театра.
Создание МХТ.
V. Музыка

«Могучая кучка» и национальный стиль.
Чайковский – соединение русских и европейских традиций.
VI. Архитектура

Русско-византийский стиль.
Новые проекты – Храм Христа Спасителя.
VII. Заключение

Влияние культуры второй половины XIX века на современность.

В каких условиях развивалась российская культура второй половины XIX в. и как это отразилось на её достижениях?

Культура второй половины XIX века развивалась в условиях социальных и политических перемен. Отмена крепостного права привела к появлению новых тем в литературе, таких как жизнь простого народа, социальное неравенство и личная ответственность. Развитие промышленности способствовало росту городов и появлению новых театров, музеев и учебных заведений.

С другой стороны, государственный контроль мешал свободе творчества – цензура ограничивала писателей и художников. Однако, несмотря на это, русская культура этого периода достигла мирового уровня, что проявилось в признании Толстого, Достоевского, Чайковского и передвижников за границей.






ГДЗ по истории 9 класс учебник Вишняков, Могилевский Параграф 28

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):