Можно ли назвать внутреннюю политику первых лет правления Александра I либеральной? 1. Какие ещё идеологии, кроме либерализма, вам известны? Чем они различаются? 2. Сформулируйте два-три довода, почему важно знать, кто был воспитателем и учителем политического деятеля. Как история России отразилась в происхождении и биографиях членов Негласного комитета? Какие цели преследовал Александр I, создавая Негласный комитет? Сформулируйте два-три положения. Почему прекратилась деятельность комитета? 1. На что надеялся Александр I, издавая указ о «вольных хлебопашцах», и почему его надежды не оправдались? 2. Почему реформа крепостного права началась с Лифляндии и Эстляндии? Сформулируйте два объяснения. Воспользуйтесь для ответа картой Российской империи начала XIX в. Какие факторы способствовали карьере М. АЛ. Сперанского. Можно ли назвать проект Сперанского либеральным? Своё мнение обоснуйте двумя-тремя аргументами. 1. Как вы думаете, почему войны с Ираном и Францией заставили Александра I приостановить реформы, а прекращение войны с Францией — возобновить их? 2. В 1808 г. АЛ. М. Сперанский участвовал в переговорах Александра I с Наполеоном в г. Эрфурт в Германии. После их завершения Наполеон наградил Сперанского усыпанной бриллиантами табакеркой со своим портретом. Тут же возник слух, что Наполеон предлагал Александру поменять Сперанского на какое-нибудь королевство. Какое влияние оказали эти события на судьбу проекта реформ Сперанского? Своё мнение обоснуйте. 1. Объясните, почему Александр I начал своё правление с пересмотра политики отца — императора Павла I. Сформулируйте два-три объяснения. 2. Историк великий князь Николай Михайлович утверждал, что «император Александр I никогда не был реформатором, а в первые годы своего царствования он был консерватором более всех окружавших его советников». Согласны ли вы с его мнением? Свою точку зрения обоснуйте двумя-тремя аргументами. 3. Согласны ли вы с определением начала правления Александра I, данным А. С. Пушкиным: «Дней Александровых прекрасное начало...»? Своё мнение обоснуйте двумя-тремя аргументами. 4. Почему из всех проектов государственного переустройства Российской империи, предложенных М. М. Сперанским, был реализован только один — учреждён Государственный совет? Сформулируйте два объяснения. 5*. Прочитайте отрывок из «Записки о старой и новой России» историка Н М. Карамзина и выполните задания. «Вы не образуете полезного министерства сочинением Наказа, — тогда образуете, когда приготовите хороших министров... Одним словом, теперь всего нужнее люди!» 1) Какую проблему поднимает автор этого текста? 2) Осознавал ли эту проблему Александр I? Обоснуйте свое мнение двумя-тремя аргументами. 6. Есть ли связь между реформаторскими планами Александра I и событиями в Европе в конце XVIII — начале XIX в.? Своё мнение обоснуйте фактами.