Какие особенности развития российского образования способствовали достижениям российской науки первой половины XIX в.? Разрабатывая программу лицея, Сперанский предполагал, что здесь будут учиться младшие братья Александра I — Николай и Михаил. Как вы думаете, почему император на это не согласился? 1. Что такое университетская автономия и академические свободы? 2. Есть ли связь между теорией «официальной народности» и целями университетского устава 1835 г.? Своё мнение обоснуйте двумя аргументами. В чём, по вашему мнению, заключалась главная цель Библейского общества? Почему Николай I приостановил его деятельность? 1. Перечислите науки и области научной деятельности, в которых российские учёные достигли успеха. Как вы думаете, почему любознательные люди в России первой половины XIX в. интересовались именно этими науками? 2. Как вы думаете, почему выдающиеся учёные, как правило, бывают успешными организаторами образования? Объясните значение достижений российской географической науки первой половины XIX в. для своего времени и для наших дней. Могла ли «История государства Российского» Карамзина повлиять на появление теории «официальной народности»? Своё мнение обоснуйте. Как вы думаете, почему учёные-историки становились лидерами общественных движений? Сформулируйте два-три объяснения. 1. Установите последовательность событий: начало публикации «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, закон индукции Ленца, создание Н. И. Лобачевским неевклидовой геометрии, открытие Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым Антарктиды, деятельность Библейского общества, предоставление университетам автономии и академических свобод. 2. Приведите три аргумента за и три аргумента против утверждения: политика Николая I способствовала развитию просвещения в России. 3. Как промышленный переворот отразился на развитии российского высшего образования? 4. Оцените прогресс в развитии образования в России в первой половине XIX в. 5*. Составьте и заполните таблицу «Достижения российской науки первой половины XIX в. и их значение для нашего времени». 6. Приведите примеры научного обмена между Россией и европейскими странами.