Можно ли назвать Николая I реформатором? В чём разница между либерализмом и консерватизмом в политике самодержцев? Как складывались отношения власти и общества в России во второй четверти XIX в.? 1. Составьте характеристику Николая I как правителя (обстоятельства прихода к власти; методы царствования; личные качества императора и др.). 2. Какие функции были возложены после воцарения Николая I на императорскую канцелярию? О чём это свидетельствовало? 3. Чем можно объяснить особое внимание власти в правление Николая I к организации школьного и университетского образования? Какой характер носили принимавшиеся меры? 4. Раскройте основные положения «теории официальной народности». В чём заключалось практическое назначение этой теории? 5. Что вы отнесёте к причинам и следствиям установления жёсткой политической цензуры во второй четверти века? 6*. Рассмотрите проблему. В начале своего царствования Николай I заявил о сохранении существовавшего положения сельского населения. Вместе с тем в дальнейшем были введены запреты на продажу крепостных с публичных торгов (1833), а также продажу отдельно от семьи (1841). Владельцам фабрик разрешалось отпускать на волю посессионных (по существу, крепостных) работников (1840). Как вы объясните принятие этих мер при охранительной политике власти? С. 73