Удалось ли Александру I продолжить «прекрасное начало» своего царствования после событий 1812–1815 гг.? Почему? 1. О Венском конгрессе 1814–1815 гг. и его решениях вы знаете из курсов всеобщей и отечественной истории. Охарактеризуйте значение этого конгресса для: а) международных отношений в Европе; б) внешнеполитических позиций России. 2. Объясните, при каких обстоятельствах была дарована конституция Царству Польскому. Какое значение имел этот документ? 3. Проведите обсуждение на тему «Военные поселения: замыслы и реальность». Выскажите и обоснуйте оценку идеи и практики военных поселений. 4. Изучите информацию об А.А. Аракчееве, представленную в рубрике «История в лицах». Как вы прокомментируете существование различных, в том числе противоположных, мнений об этом человеке? 5. Охарактеризуйте политику Александра I во второй половине его царствования. Чем можно объяснить изменения, происшедшие в сравнении с «прекрасным началом» его правления? 6*. Составьте исторический портрет Александра I (воспитание и обстоятельства прихода к власти; время правления; характер политики; основные деяния; личные качества). 7*. А.С. Пушкин сказал об Александре I (в набросках к десятой главе романа «Евгений Онегин»): «нечаянно пригретый славой». Согласны ли вы с таким определением? Обоснуйте свою точку зрения. 8*. Дайте сравнительную характеристику М.М. Сперанского и А.А. Аракчеева — государственных деятелей, имевших значительные полномочия в разные периоды царствования Александра I. В чём вы видите их различия? Было ли у них что-то общее? Дополнительно. Выскажите суждение о том, чем руководствуются правители, выбирая ближайших помощников, исполнителей своих планов. Приведите исторические примеры.