Как развивались образование и наука в пореформенной России? В чём выразилась демократизация культуры в тот период? Что свидетельствовало об активном включении российской науки и культуры в европейскую и мировую культуру?
В период реформ в России конца 19 - начала 20 веков система образования и науки претерпела значительные изменения. Демократизация культуры отразилась в широкой доступности образования и росте интеллектуальных занятий, а также в создании нового культурного ландшафта, в котором люди всех социальных классов имели доступ к культурной и научной деятельности. Наука и культура в России стали активно участвовать в европейских и мировых культурных тенденциях.
1. Назовите и охарактеризуйте основные типы школ и высших учебных заведений, существовавших в России во второй половине XIX в. (информация может быть представлена в виде схемы). Какие изменения в образовании произошли после Великих реформ?
Во 2-й половине 19 в. в России существовали различные типы школ и высших учебных заведений: гимназии, коммерческие училища, университеты. Великие реформы 1860-х годов внесли изменения в систему образования, такие как введение единого учебного плана и создание централизованной системы высшего образования.
2. Проведите обсуждение на тему «Российская наука второй половины XIX в. в европейской и мировой науке». Охарактеризуйте вклад отдельных российских учёных в мировую науку. Выскажите суждение, на чём основывались их достижения.
Во второй половине XIX века российская наука внесла важный вклад в развитие европейской и мировой науки. Русские ученые, такие как Иван Павлов, Дмитрий Менделеев и Владимир Вернадский, внесли значительный вклад в такие области, как физиология, химия и геология. Их достижения были основаны на сочетании тщательного экспериментирования и глубокого понимания основополагающих научных принципов.
3. Охарактеризуйте основные жанры литературы второй половины XIX в. Назовите известных авторов и произведения, представлявшие эти жанры.
Вторая половина XIX века в России характеризовалась богатым и разнообразным литературным ландшафтом. Основными жанрами были реализм, натурализм и символизм. Известные авторы того времени включают Ивана Тургенева, Федора Достоевского и Льва Толстого. Их работы исследовали сложные социальные и психологические проблемы и помогли сформировать литературный ландшафт того времени.
4. Исследовательское задание. По каким из литературных произведений второй половины XIX в. созданы экранизации в ХХ — начале XXI в.? Чем, по вашему мнению, они привлекают современных мастеров культуры?
Многие литературные произведения второй половины 19 века были адаптированы для фильмов и других средств массовой информации 20 и 21 веков. Эти адаптации часто привлекают современных кинематографистов из-за вечных тем и непреходящей популярности оригинальных произведений.
5. Кто такие художники-передвижники? Как вы оцените их место в русской живописи? Считаете ли вы, что их произведения интересны современному зрителю? Аргументируйте свою точку зрения.
«Передвижники» — группа русских художников конца 19 — начала 20 веков, стремившихся продвигать искусство как средство социальной и политической критики. Они отвергли традиции академического искусства того времени и вместо этого сосредоточились на создании произведений, отражающих суть повседневной жизни и борьбы рабочего класса.
6. Какие творческие объединения стали создаваться в российском искусстве во второй половине XIX в.? Почему они возникали?
Во второй половине 19 века в русском искусстве возникли различные художественные объединения. Эти ассоциации были созданы в ответ на растущий интерес к искусству и его признательность, а также потребность художников собираться вместе, обмениваться идеями и поддерживать друг друга. Одними из самых известных художественных объединений этого периода были Общество передвижных художников, Товарищество передвижных художественных выставок и Санкт-Петербургская академия художеств.
7. Объясните, как соотносились традиции и черты нового в российской архитектуре второй половины XIX в. Приведите примеры.
Во второй половине XIX века русская архитектура характеризовалась напряжением между традиционными элементами и новыми чертами. В то время как традиционные стили русской архитектуры все еще были очевидны, архитекторы начали экспериментировать с новыми формами, материалами и методами, часто включая в свои проекты элементы европейской архитектуры. Например, возникшая в этот период петербургская архитектурная школа сочетала традиционные русские стили с элементами архитектуры европейского барокко, неоклассицизма и ренессанса. 8. Подготовьте сообщение об одном из российских меценатов второй половины XIX в. (по выбору). Дайте оценку значения его деятельности.
Одним из самых заметных русских меценатов второй половины XIX века был Савва Мамонтов. Он был влиятельным бизнесменом и меценатом, основавшим Абрамцевскую колонию, культурный и художественный центр под Москвой. Он также поддержал создание частной оперной труппы и заказал множество произведений искусства, в том числе картины и скульптуры. Влияние благотворительности Мамонтова на русскую культуру невозможно переоценить. Его поддержка искусства способствовала росту русского искусства и формированию культурного ландшафта страны.
9*. Рассмотрите проблему. В литературоведении высказывается суждение, что в XIX в. в Европе сложились три великие национальные школы романа — английская, французская и русская. Какие романы, относящиеся к этим школам, вы можете назвать? Какие особенности русского романа второй половины XIX в. вы выделите?
В 19 веке в Европе возникли три великие национальные школы романа: английская, французская и русская. Некоторые примеры английских романов этого периода включают «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Оливер Твист» Чарльза Диккенса. Французские романы того периода включают «Госпожу Бовари» Гюстава Флобера и «Жерминаль» Эмиля Золя. Русские романы этого периода включают произведения Льва Толстого, такие как «Война и мир» и «Анна Каренина», а также произведения Федора Достоевского, такие как «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы».
Для русского романа второй половины XIX века характерна направленность психологических исследований и социальной критики. В этих романах часто изображалась жизнь русской интеллигенции, морально-философские вопросы, стоявшие перед страной того времени. Произведения Толстого и Достоевского, в частности, считаются одними из величайших произведений русской литературы и до сих пор широко читаются и изучаются.
10*. Историки культуры отмечают, что театр в России второй половины XIX в. отличался не только художественными достижениями, но и высоким общественным звучанием. Объясните, на чём основано это суждение.
Во второй половине XIX века русский театр был известен не только своими художественными достижениями, но и высоким общественным авторитетом. Это было связано с сочетанием факторов, включая популярность театра, его центральную роль в культурной жизни страны, поддержку правительства и богатых меценатов. Театр рассматривался как способ решения важных социальных и политических проблем и использовался как инструмент образования и культурного обогащения. Кроме того, высокий уровень художественного таланта в театре, а также привлечение некоторых ведущих писателей и деятелей страны способствовали повышению статуса театра и превращению его в заметное культурное учреждение России.
11*. Подготовьте проект на тему «Художественная культура нашего города (края) во второй половине XIX в.».