Как развивались образование и наука в пореформенной России? В чём выразилась демократизация культуры в тот период? Что свидетельствовало об активном включении российской науки и культуры в европейскую и мировую культуру? 1. Назовите и охарактеризуйте основные типы школ и высших учебных заведений, существовавших в России во второй половине XIX в. (информация может быть представлена в виде схемы). Какие изменения в образовании произошли после Великих реформ? 2. Проведите обсуждение на тему «Российская наука второй половины XIX в. в европейской и мировой науке». Охарактеризуйте вклад отдельных российских учёных в мировую науку. Выскажите суждение, на чём основывались их достижения. 3. Охарактеризуйте основные жанры литературы второй половины XIX в. Назовите известных авторов и произведения, представлявшие эти жанры. 4. Исследовательское задание. По каким из литературных произведений второй половины XIX в. созданы экранизации в ХХ — начале XXI в.? Чем, по вашему мнению, они привлекают современных мастеров культуры? 5. Кто такие художники-передвижники? Как вы оцените их место в русской живописи? Считаете ли вы, что их произведения интересны современному зрителю? Аргументируйте свою точку зрения. 6. Какие творческие объединения стали создаваться в российском искусстве во второй половине XIX в.? Почему они возникали? 7. Объясните, как соотносились традиции и черты нового в российской архитектуре второй половины XIX в. Приведите примеры. 8. Подготовьте сообщение об одном из российских меценатов второй половины XIX в. (по выбору). Дайте оценку значения его деятельности. 9*. Рассмотрите проблему. В литературоведении высказывается суждение, что в XIX в. в Европе сложились три великие национальные школы романа — английская, французская и русская. Какие романы, относящиеся к этим школам, вы можете назвать? Какие особенности русского романа второй половины XIX в. вы выделите? 10*. Историки культуры отмечают, что театр в России второй половины XIX в. отличался не только художественными достижениями, но и высоким общественным звучанием. Объясните, на чём основано это суждение. 11*. Подготовьте проект на тему «Художественная культура нашего города (края) во второй половине XIX в.».