Какими были во второй четверти XIX в. взгляды образованной части общества на пути развития России? Какие идеи формировали общественное мнение? Уход деятелей николаевской эпохи от политических вопросов к философским: шаг вперёд или назад в развитии общественной мысли? 1. Какую последовательность периодов выделяет автор в российской истории? 2. Используя информацию параграфа и источника, дайте оценку позиции П.Я. Чаадаева в отношении прошлого и настоящего России. 3. Согласитесь ли вы с автором относительно отсутствия «почтенных памятников» в отечественной истории к моменту написания данной статьи? Если нет, какие памятники вы назовёте? 1. Объясните, какие исторические события и идеи влияли на умонастроения в российском обществе в 1830–1850-е гг. Каким образом в условиях идеологического контроля, цензуры обсуждались вопросы общественного бытия? 2. Сравните взгляды западников и славянофилов на прошлое и перспективы развития России (отношение к историческому опыту Западной Европы; оценка преобразований Петра I; начала, на которые должна ориентироваться Россия; позиция по крестьянскому вопросу и др.). Выделите основные различия. Было ли что-то общее? 3. Объясните, почему история с публикацией «Философического письма» П.Я. Чаадаева стала знаковым событием в общественной жизни в 1830-е гг. 4. Охарактеризуйте место Православной церкви в духовной жизни российского общества. 5. Что составляло основное содержание деятельности студенческих кружков 1830-х гг. и кружка М.В. Буташевича-Петрашевского? Чем объяснялась драматическая судьба, постигшая петрашевцев? 6. Какие взгляды А.И. Герцена дали основание говорить об особом «русском социализме»? 7*. Проведите обсуждение на тему «Властители умов в российском обществе 1830–1840-х гг.: личности, общественные взгляды, круг влияния». При подготовке используйте дополнительную литературу, ресурсы Интернета.