Что менялось, а что оставалось неизменным в жизни российской деревни в первой половине XIX в.? Как складывались отношения между землевладельцами и жившими на их земле крестьянами? 1. О какой стороне жизни помещиков рассказывается в приведённом отрывке? 2. Чем можно объяснить отмеченные автором явления? Как вы полагаете, были ли они общепринятыми? 3*. Выскажите суждение, каковы были следствия подобной практики. К чему привыкали помещики, к чему — крепостные, дворовые люди? 1. Составьте схему, отражающую сословную структуру российского общества. Дополните её указанием прав и привилегий отдельных сословий. 2. Назовите основные повинности помещичьих крестьян. Объясните, от чего зависел объём и характер этих повинностей. Дополнительно. Какую из повинностей вы считаете наиболее тяжёлой? Почему? 3. Объясните, почему период второй половины XVIII — первой половины XIX в. назван «золотым веком» дворянской усадьбы. 4. Проведите обсуждение на тему «Помещики и крепостные крестьяне: характер отношений». Выскажитесь по данному вопросу от имени представителей различных слоёв русского общества XIX в. Определите и обоснуйте своё мнение. Дополнительно. Как вы прокомментируете то, что в первой четверти XIX в. крепостные крестьяне в России продавались с публичных торгов, без земли, отдельно от семей? Почему в конце концов государство пошло на ограничения прав помещиков при продаже крестьян? 5. Расширяем исторический кругозор. В каких произведениях литературы первой половины XIX в. нашли наиболее яркое отражение образы помещиков? Какие это образы? 6*. Привлекая иллюстрации учебника, историко-краеведческий материал, составьте описание дворянской усадьбы рассматриваемого периода. О чём позволяют судить находящиеся в ней объекты, предметы? 7*. Подготовьте сообщение о составе и положении сельского населения вашего края в первой половине XIX в. 8*. Рассмотрите проблему. С началом XIX в. в России стали с определённой регулярностью предприниматься попытки решения крестьянского вопроса. Основываясь на информации параграфа, разъясните, в чём заключалась сущность данного вопроса для того времени. В чём состояла трудность его решения?