Вспомните периоды из истории России, которые сопровождались гражданской войной, интервенцией. Какие последствия имели для государства и населения страны эти события?
Гражданская война и иностранная интервенция в России были наиболее разрушительными периодами в истории страны. Эти события привели к гибели миллионов людей, разрушению экономики и расколу общества. Около 10-11 миллионов человек стали жертвами войны, террора и болезней, а также голода. Гражданская война и интервенция серьёзно подорвали доверие населения к правительству и затруднили восстановление государства после кровопролитных конфликтов.
1. Каковы итоги и уроки Гражданской войны в России?
Гражданская война в России закончилась победой большевиков, которая позволила установить советскую власть. Уроки войны показали важность поддержки со стороны крестьянства, эффективной пропаганды и централизованного управления. Война нанесла стране огромные экономические и демографические потери, но победа большевиков обеспечила сохранение социалистической системы, что стало важным этапом для последующего строительства СССР.
2. Почему антибольшевистские силы (Белое движение) потерпели поражение в Гражданской войне? В чём причины победы красных?
Белое движение потерпело поражение из-за отсутствия единства, слабой координации и разделения на территориальные группы, неспособные действовать в унисон. Кроме того, союз с иностранными интервентами подорвал их авторитет в глазах населения. Большевики, в свою очередь, умело воспользовались пропагандой, представляя белых как предателей. Красные также смогли мобилизовать больше ресурсов, контролируя промышленные регионы и военные склады, и опирались на массовую поддержку крестьянства.
3. На каких идеях основывалась национальная политика Советского правительства во главе с В. И. Лениным? Назовите решения, которые принимались большевиками в области национальных отношений.
Национальная политика большевиков базировалась на идее самоопределения народов, равенства и отказа от национальных привилегий. Одним из ключевых решений стало предоставление народам права на самоопределение, включая отделение и создание самостоятельных государств. Такие решения, как признание независимости Финляндии и создание советских республик на территории бывшей Российской империи, отражали этот подход.
4. Как представители русского зарубежья стремились сохранить черты потерянной России?
Русские эмигранты, покинувшие страну после революции и Гражданской войны, стремились сохранить культурное и духовное наследие России. Они создавали школы, газеты, университеты и поддерживали Русскую Православную Церковь. В эмиграции жили многие выдающиеся деятели культуры, которые пытались сохранить и передать традиции российской культуры новым поколениям.
5. Каковы основные принципы Декларации прав народов России?
Декларация прав народов России провозгласила принципы самоопределения, равенства и свободы наций. Она осуждала национальные привилегии и ограничения, а также политику, направленную на натравливание одной нации на другую, предлагая мирное сосуществование народов в рамках многонационального государства.
6. Как создавался Союз Советских Социалистических Республик (СССР)? Определите историческое значение этого события.
Союз Советских Социалистических Республик был создан 30 декабря 1922 года путём объединения четырёх республик — РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации. Это событие имело огромное историческое значение, поскольку СССР стал первым в мире социалистическим государством, оказывающим влияние на международную арену. Союз создал уникальную модель управления многонациональным государством, которая просуществовала несколько десятилетий, пока не распалась в 1991 году.
…Годы войны не прошли бесследно… Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик.
С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.
Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью…
Воля народов советских республик… служит надёжной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство является достойным увенчанием заложенных ещё в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику...
1. Прочитайте отрывок из текста Декларации. На основании текста параграфа и отрывка составьте схему «Предпосылки образования СССР».
Образование СССР стало ответом на множество факторов, обусловленных историческими событиями, международной обстановкой и внутренними процессами, происходившими после Гражданской войны. Вот основные предпосылки образования СССР, отражённые в отрывке:
Экономическая необходимость — разрушенное народное хозяйство требовало объединённых усилий для восстановления. Раздельное существование республик мешало экономическому восстановлению.
Военная угроза — капиталистическое окружение и угроза новых нападений подтолкнули республики к необходимости создания единого фронта для защиты и совместной борьбы с внешней угрозой.
Интернациональная природа советской власти — классовая и интернациональная сущность советской власти призывала к объединению трудящихся всех республик в единую "социалистическую семью", что также было важной идеологической предпосылкой.
Добровольный союз равноправных народов — идея братского сотрудничества народов и принцип свободного выхода из Союза закрепляли концепцию добровольного объединения.
2. Продолжите определение: «СССР это территориально-политическое объединение...».
«СССР — это территориально-политическое объединение равноправных социалистических республик, созданное для совместного экономического восстановления, защиты от внешней угрозы и реализации принципов интернационализма, нацеленных на построение единого социалистического общества».
1. Нередко период Смуты историки называют гражданской войной. Существуют ли общие черты между событиями и процессами, происходящими в Русском государстве в начале XVII в. и в период Великой российской революции 1917—1922 гг.?
Смутное время начала XVII века и события Великой российской революции 1917–1922 годов действительно имеют общие черты, поскольку оба периода сопровождались внутренними конфликтами и иностранной интервенцией, что вело к глубокому кризису государственной власти. Оба конфликта были по своей сути гражданскими войнами, в которых участвовали разные социальные и политические силы, борющиеся за власть и будущее государства. В обоих случаях происходило глубокое разделение общества, что вызвало разрушительные последствия для страны и населения.
2. Почему Гражданскую войну считают общенациональной трагедией?
Гражданская война 1917–1922 годов считается общенациональной трагедией потому, что она разделила народ на враждующие лагеря. Миллионы людей погибли не только в сражениях, но и от голода, эпидемий и террора. Семьи были разрушены, многие вынуждены были эмигрировать. Конфликт также разрушил экономику и инфраструктуру, оставив страну в состоянии полного упадка, что сделало его настоящей катастрофой для всей нации.
3. Каковы были цели образования нового, Советского государства на территории бывшей Российской империи?
Цели создания нового Советского государства заключались в стремлении большевиков построить социалистическое общество, основанное на равенстве, коллективной собственности и диктатуре пролетариата. Они хотели уничтожить старую систему эксплуатации и неравенства, создать государство, управляемое рабочими и крестьянами, которое могло бы стать примером для остального мира.
4. Что коренным образом отличало СССР от всех существующих в то время или ранее
государств?
СССР отличался от всех предыдущих и существующих государств своей политической системой, основанной на марксистско-ленинской идеологии. Это был первый в мире социалистический союз государств, который официально ставил своей целью построение бесклассового общества. Большое внимание уделялось централизации власти, плановой экономике и борьбе с капиталистической системой.
5. Обсудите, какое влияние революционные события России оказали на общемировые
процессы XX в., историю народов страны и судьбу наших соотечественников.
Революционные события в России оказали огромное влияние на мировые процессы в XX веке. Победа большевиков привела к разделению мира на две противоположные системы — капиталистическую и социалистическую, что определило ход международных отношений на долгие годы. СССР стал моделью для социалистических революций и национально-освободительных движений в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Внутри страны это привело к радикальной перестройке всех аспектов жизни, от экономики до культуры, и навсегда изменило судьбу многих поколений россиян.
6. Подготовьте сообщение, статью о жизни деятеля науки, культуры или искусства этого
периода (по выбору).
1. Повлияли ли Великие реформы 1860-х гг. на приближение революционных событий 1917 г. в России?
Великие реформы 1860-х годов, в особенности отмена крепостного права, сыграли значительную роль в приближении революционных событий 1917 года. Хотя эти реформы имели цель модернизировать Россию и ослабить социальное напряжение, они не смогли решить основные проблемы. Освобождение крестьян без достаточных экономических условий привело к их обнищанию, что усилило социальное недовольство. Модернизация государства шла неравномерно, и социальные противоречия накапливались. В результате, недовольство стало основой для массовых революционных настроений, которые вылились в события 1917 года.
2. Дайте определение понятий «революция», «восстание», «Новейшая история». Приведите примеры известных вам революций периода Новой истории.
Революция — это коренной перелом в политической и социальной системе общества, часто сопровождающийся сменой власти и глубокой трансформацией экономической и политической структуры (например, Великая французская революция). Восстание — это вооружённое выступление против существующей власти, не всегда приводящее к коренным изменениям (восстание декабристов в 1825 году). Новейшая история — это период мировой истории, начиная с конца XIX века и продолжающийся по сей день, характеризующийся развитием индустриального общества и появлением новых общественных движений (пролетарские революции, антиколониальные движения).
Сравните причины, итоги одной из европейских революций и причины, последствия революционных событий Февраля и Октября 1917 г. в России.
Если сравнивать Французскую революцию 1848 года и революцию в России 1917 года, в обеих случаях главными причинами стали социальное неравенство, кризис государственной власти и экономические трудности. Итоги французской революции привели к смене режима и установлению Второй республики, однако в России события Февраля и Октября 1917 года привели к ликвидации самодержавия, краху Временного правительства и приходом к власти большевиков. В обоих случаях основной причиной была неспособность властей справиться с накопившимися противоречиями, однако в России революционные события закончились более радикальной трансформацией государственного устройства.
3. Предположите, какие преобразования на рубеже XIX—XХ столетий могла провести российская власть, чтобы не допустить революционного решения проблем «снизу».
На рубеже XIX–XX веков российская власть могла провести целый ряд преобразований, чтобы предотвратить революционные потрясения. Во-первых, глубокие земельные реформы, которые могли бы решить аграрный вопрос и сделать крестьянство экономически более устойчивым. Во-вторых, более последовательная политическая реформа с участием широких слоев населения во власти. Система народного представительства, ограниченная Дума, оказалась недостаточной для удовлетворения политических требований.
4. Период деятельности Временного правительства, несмотря на ряд проведённых демократических преобразований, можно назвать «временем упущенных возможностей». Какие проблемы не смогло решить Временное правительство вплоть до Октябрьского вооружённого восстания большевиков?
Временное правительство, несмотря на введение ряда демократических свобод и попытки провести реформы, оказалось неспособным решить ключевые проблемы страны. Оно не смогло справиться с аграрным вопросом, продолжение войны усилило социальное напряжение, а политическая неопределённость и отсутствие решительных действий привели к утрате доверия населения. Это время можно назвать "временем упущенных возможностей" из-за неспособности решить острые социальные проблемы и достичь мира в стране, что в конечном итоге привело к Октябрьской революции и установлению большевистской власти.
5. Проведите мини-исследование. Предложите ответить на вопросы взрослым и своим сверстникам.
•В чём вы видите значение революционных событий 1917 г. для нашей страны?
•Отразилась ли Великая российская революция на судьбах прошлых поколений ваших родных и близких? И если да, то каким образом?
Обобщите полученные ответы и сделайте выводы.
Часто взрослые подчеркивают, что революция стала переломным моментом, который привел к радикальным изменениям в социально-политической жизни страны. В результате этих событий был построен СССР, страна вступила на путь социализма, и кардинально изменилась структура общества. Молодёжь же может больше акцентировать внимание на трагических последствиях: гражданская война, потеря культурного наследия и человеческих жизней, а также разрыв традиционной связи между поколениями.
Если говорить о судьбах прошлых поколений, Великая российская революция часто оставляла глубокий след в судьбах семей. Многие могли рассказать о репрессиях, раскулачивании, вынужденной эмиграции или, напротив, о новых возможностях, которые предоставила революция. Например, предки могли переехать в города, получить бесплатное образование или продвинуться по служебной лестнице, чего было бы невозможно в дореволюционной России.
Обобщая ответы, можно сделать вывод, что для разных поколений революция ассоциируется как с потерями, так и с возможностями. Она затронула каждую семью, а её последствия сохраняются до сих пор.
6. Почему 1917—1922 годы «великих потрясений» в России нередко называли национальной катастрофой, в том числе в духовной сфере?
1917–1922 годы стали национальной катастрофой по многим причинам. Разрушение традиционного уклада, гражданская война, разрушение церквей, убийство священнослужителей — всё это привело к духовному кризису, который долгое время был неизжит в сознании людей. Старые ценности были разрушены, а новые еще не успели укорениться.
7. Узнайте, как история вашего родного края связана с революционными событиями в России. Сохраняется ли историческая память о Великой российской революции в вашем городе, селе?