Почему становление индустриального общества сопровождалось острыми общественными противоречиями? Как эти иллюстрации подчёркивают разницу в положении буржуазии и пролетариата? 1. Чем социальные классы отличаются от сословий? 2. Каково было положение буржуазии и пролетариата в XIX в.? 3. Почему экономические кризисы стали носить всеобщий характер? 1. Что такое «гнилые местечки»? Почему их существование вызывало недовольство населения Англии? 2. Какие цели преследовали тред-юнионы и кооперативы? 3. Рассмотрите иллюстрации с изображениями луддитов, чартистов и лионских ткачей. Что их объединяет? Какие способы борьбы рабочих отражены на каждой иллюстрации? 1. Рассмотрите плакат в начале параграфа. Как он изображает различные классы? На чьей стороне были симпатии автора? С какими характеристиками разных классов вы согласны, а с какими — нет? 2. Определите хронологическую последовательность событий: 1) чартистское движение в Англии; 2) первый кризис перепроизводства в Англии; 3) создание Рочдейлского кооператива; 4) разрешение тред-юнионов в Англии. 3. Сравните положение буржуазии и пролетариата, укажите сходство и различия. Результат оформите в тетради в форме таблицы. 4. Что такое классы? Чем классы XIX в. отличались от сословий феодального общества? Можно ли назвать классом «рабочую аристократию» или рантье? 5. В чём заключались причины тяжёлого положения пролетариата в первой половине XIX в.? 6. Что английские рабочие назвали «великим предательством» со стороны буржуазии? Как изменилась тактика рабочих в борьбе за свои права? 7. Какую роль в борьбе рабочих за свои права играли тред-юнионы? Какие цели ставили перед собой эти организации? 8*. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Чартистское движение в Англии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 9*. Когда появились первые профсоюзы в России? Чем они отличались от подобных объединений в Европе?