menu


ГДЗ по истории 9 класс Морозов, Абдулаев § 6. Классы и классовая борьба: рабочие против буржуазии




Почему становление индустриального общества сопровождалось острыми общественными противоречиями?

Становление индустриального общества сопровождалось острыми общественными противоречиями из-за резкого изменения социально-экономических условий. Рост фабрик и заводов привёл к ухудшению условий труда для рабочих, а эксплуатация дешёвой рабочей силы (включая женщин и детей) вызывала массовое недовольство. Усиление имущественного неравенства между буржуазией и пролетариатом обостряло социальные конфликты, а экономические кризисы и безработица усиливали протесты.

Как эти иллюстрации подчёркивают разницу в положении буржуазии и пролетариата?

1. Чем социальные классы отличаются от сословий?

Социальные классы отличаются от сословий тем, что классы основаны на экономических факторах, таких как собственность и способ её использования, а не на привилегиях, закреплённых правом или традицией, как это было при сословной системе. В старом порядке люди принадлежали к сословиям, которые имели свои закреплённые привилегии и обязанности, и было трудно перейти из одного сословия в другое. В XIX веке с развитием капитализма классовая структура стала основываться на экономических различиях и открыла больше возможностей для социальной мобильности.

2. Каково было положение буржуазии и пролетариата в XIX в.?

В XIX веке буржуазия и пролетариат заняли ведущие позиции в экономике. Буржуазия, как класс собственников и предпринимателей, играла ключевую роль в развитии капиталистической экономики. Они извлекали прибыль из своей собственности и бизнеса, часто с презрением относясь к старой аристократии. Пролетариат, напротив, состоял из рабочих, которые трудились на буржуазию, зачастую за низкую заработную плату и в тяжёлых условиях. Многие из них были вынуждены работать в неблагоприятных условиях, особенно во время экономических кризисов, когда наблюдался рост безработицы и социальная нестабильность.

3. Почему экономические кризисы стали носить всеобщий характер?

Экономические кризисы стали носить всеобщий характер в XIX веке из-за увеличения взаимосвязей между отраслями и странами в условиях растущего капиталистического хозяйства. Ранее кризисы затрагивали только отдельные отрасли, но с развитием мировой торговли и промышленности кризисы начали охватывать целые экономики. Одной из основных причин кризисов была перепроизводство товаров при недостатке спроса. Компании производили больше, чем могли продать, что приводило к банкротствам, массовым увольнениям и росту безработицы.

1. Что такое «гнилые местечки»? Почему их существование вызывало недовольство населения Англии?

«Гнилые местечки» — это избирательные округа в Англии, которые к XIX веку потеряли значительную часть населения, но продолжали посылать в парламент депутатов. В этих местах фактически ни осталось жителей, а местные землевладельцы (лендлорды) имели возможность фактически контролировать выборы, назначая депутатов по своему усмотрению. Это вызывало недовольство, так как крупные промышленные города, где бурно росло население, не имели соответствующего представительства в парламенте. Это усиливало социальное напряжение между старой землевладельческой аристократией и новыми промышленными классами, такими как буржуазия и рабочие.

2. Какие цели преследовали тред-юнионы и кооперативы?

Тред-юнионы (профсоюзы) преследовали цель улучшения экономического положения рабочих. Они боролись за сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, справедливое увольнение и прекращение системы штрафов. Тред-юнионы также организовывали кассы взаимопомощи для поддержки своих членов в трудные времена.

Кооперативы, с другой стороны, были добровольными объединениями рабочих, которые ставили своей целью удовлетворение потребностей в товарах и услугах. Кооперативы позволяли членам сообща приобретать товары по низким ценам и совместно владеть средствами производства. Таким образом, рабочие могли избежать зависимости от капиталистов и улучшить свои жизненные условия.

3. Рассмотрите иллюстрации с изображениями луддитов, чартистов и ли­онских ткачей. Что их объединяет? Какие способы борьбы рабочих отра­жены на каждой иллюстрации?

Луддиты, чартисты и лионские ткачи объединены борьбой рабочих за свои права и улучшение жизненных условий. Основное сходство между ними — это протест против эксплуатации и несправедливых условий труда, которые стали характерны для капиталистической системы XIX века.

Луддиты выражали своё недовольство ломкой машин, которые они считали причиной безработицы и ухудшения условий труда. Их действия были направлены против внедрения новых технологий, которые ухудшали их положение.

Чартисты боролись за политические права, в частности за всеобщее избирательное право для мужчин. Они стремились изменить политическую систему мирными способами — подачей петиций, организациями массовых собраний, хотя были и сторонники насильственных действий.

Лионские ткачи выступали с более агрессивными требованиями улучшения условий труда, иногда прибегая к восстаниям и нападениям на фабрики и имущество фабрикантов, выражая таким образом своё недовольство социальным неравенством и тяжёлыми условиями труда.

1. Рассмотрите плакат в начале параграфа. Как он изображает различные классы? На чьей стороне были симпатии автора? С какими характеристиками разных классов вы согласны, а с какими — нет?

2. Определите хронологическую последовательность событий: 1) чартистское движение в Англии; 2) первый кризис перепроизводства в Англии; 3) создание Рочдейлского кооператива; 4) разрешение тред-юнионов в Англии.

Первый кризис перепроизводства в Англии — 1825 год.
Чартистское движение в Англии — 1830-е–1850-е годы (пик движения — 1838–1848 годы).
Разрешение тред-юнионов в Англии — 1824 год.
Создание Рочдейлского кооператива — 1844 год.

3. Сравните положение буржуазии и пролетариата, укажите сходство и раз­личия. Результат оформите в тетради в форме таблицы.

Параметры    Буржуазия    Пролетариат
Социальный статус    Высокий, собственники средств производства    Низкий, рабочие, продающие свой труд
Источник дохода    Доход от собственности, прибыли    Заработная плата за наёмный труд
Условия жизни    Хорошие, жили в достатке    Тяжёлые условия, низкий уровень жизни
Рабочие условия    Контроль за производством, высокая степень свободы    Тяжёлые условия труда, низкая оплата
Возможности социального роста    Высокие, связаны с предпринимательством    Ограниченные, возможность роста только через борьбу
Политическое влияние    Сильное, активно участвовали в политической жизни    Слабое, стремились к улучшению прав через протесты

4. Что такое классы? Чем классы XIX в. отличались от сословий феодального общества? Можно ли назвать классом «рабочую аристократию» или рантье?

Классы — это большие социальные группы, различающиеся по отношению к собственности и средствам производства, а также по их использованию в экономической деятельности.

Отличия классов XIX века от сословий феодального общества:

Классы характеризуются экономическим положением и связью с производством, в то время как сословия определялись юридическими и наследственными правами, привилегиями и обязанностями.
В классовом обществе существовала более высокая социальная мобильность, тогда как в феодальном сословия были практически закрыты для перехода между ними.
Рабочую аристократию можно считать частью пролетариата, но выделенной в особую категорию из-за их более высоких доходов и условий труда. Рантье — это класс собственников, живущих за счёт доходов от капитала (непосредственно не участвуют в производстве).

5. В чём заключались причины тяжёлого положения пролетариата в первой половине XIX в.?

Низкая заработная плата из-за избытка рабочей силы.
Длительный рабочий день (10–16 часов).
Невыносимые условия труда, особенно на фабриках и в шахтах.
Отсутствие правовой защиты рабочих, в том числе защитных законов о труде.
Экономические кризисы, приводившие к массовой безработице.
Эксплуатация детского и женского труда.

6. Что английские рабочие назвали «великим предательством» со стороны буржуазии? Как изменилась тактика рабочих в борьбе за свои права?

«Великим предательством» рабочие называли то, что после парламентской реформы 1832 года, проведённой при поддержке буржуазии, избирательное право было предоставлено лишь богатым слоям населения, тогда как рабочие остались за пределами политической системы.

Изменения тактики:

Рабочие начали бороться за всеобщее избирательное право (чартистское движение).
Вместо стихийных бунтов и разрушений появились организованные мирные протесты, петиции и создание профсоюзов.
Была создана структура тред-юнионов, которые добивались улучшения условий труда через переговоры и забастовки.

7. Какую роль в борьбе рабочих за свои права играли тред-юнионы? Какие цели ставили перед собой эти организации?

Тред-юнионы играли ключевую роль в защите прав рабочих, они:

Боролись за улучшение условий труда: сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, отмену несправедливых увольнений.
Объединяли рабочих в крупные организации, которые могли противостоять работодателям.
Создавали кассы взаимопомощи для поддержки в трудные времена.
В дальнейшем тред-юнионы оказали влияние на принятие законов, защищающих права рабочих.

8*. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Чартистское дви­жение в Англии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Предпосылки чартистского движения:

Социально-экономическое положение рабочих.
Парламентская реформа 1832 года и её недостатки.
Обострение классовых противоречий.
Цели чартистов:

Всеобщее избирательное право для мужчин.
Равные избирательные округа.
Ежегодные перевыборы парламента.
Оплата труда депутатов.
Отмена имущественного ценза для депутатов.
Основные этапы чартистского движения:

Появление первой хартии (1838).
Первая петиция (1839).
Вторая петиция (1842) и её отклонение.
Кульминация чартизма в 1848 году.
Итоги и последствия:

Причины неудачи чартистского движения.
Влияние чартизма на последующие реформы в Великобритании.

9*. Когда появились первые профсоюзы в России? Чем они отличались от по­добных объединений в Европе?

Первые профсоюзы в России начали возникать в конце XIX века. В отличие от западных стран, профсоюзы в России развивались в условиях строгого государственного контроля и ограничения прав. В начале XX века рабочие объединения в России были тесно связаны с политическими революционными движениями.






ГДЗ по истории 9 класс учебник Морозов, Абдулаев Параграф 6

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть (если в тексте отсутствует вопрос, то пришлите сам вопрос):