Почему рухнула Первая империя? Рассмотрите диаграмму. Что позволило Наполеону привлечь к участию в войне против России европейские народы? Как вы думаете, помогла или помешала Великой армии её этническая разнородность? Объясните свой ответ. Соберите дополнительную информацию о том, какую роль в армии Наполеона играли гренадёры и вольтижёры. Найдите картину, посвященную Бородинской битве, написанную в России (например, художником П. фон Гессом). Сравните две картины. Найдите сходство и различия. 1. Каково было положение дел в Первой империи накануне вторжения в Россию? 2. Что привело к обострению отношений России и Франции? 3. Чем закончился поход Великой армии в Россию? С помощью дополнительных источников информации узнайте, почему эту битву называют Битвой народов. Какие именно народы принимали в ней участие? С опорой на карту расскажите об Отечественной войне 1812 г. и Заграничном походе русской армии. Дополните легенду к карте: какие места и события обозначены неподписанными значками? 1. Почему Наполеон был вынужден отречься от престола? 2. Какой режим установился во Франции после крушения Первой империи? Вспомните, что означает выражение «двуликий Янус». Почему Талейран назван многоликим? Как повлияла эта встреча на исход сражения? Найдите на карикатуре австрийского императора Франца I, прусского короля Фридриха Вильгельма III, русского императора Александра I и французского императора Наполеона. 1. Почему участникам Венского конгресса удалось договориться, несмотря на существовавшие между ними противоречия? 2. Какие цели преследовал Священный союз? 1. Когда произошли события, изображённые на картинах в начапе параграфа? Попытайтесь описать чувства, которые испытывал Наполеон, стоя на холме у Москвы и на о. Святой Елены. 2. Установите хронологический порядок событий: 1) Битва народов под Лейпцигом; 2) вступление армии союзников в Париж; 3) вторжение наполеоновских войск в Россию; 4) Бородинское сражение; 5) битва под Ватерлоо. 3. Закончите заполнение таблицы «Наполеоновские войны» из задания 2 к§1. 4. Можно ли утверждать, что Первая империя переживала кризис уже накануне вторжения Великой армии в Россию? Своё мнение обоснуйте. 5. Какой вклад внесли отдельные страны и народы в победу над Наполеоном? 6. Почему Наполеон в 1814 г., не потерпев ни одного поражения, проиграл войну и был вынужден отречься от престола? Почему он смог на короткое время вернуть себе власть, но затем окончательно потерял её? 7. Какие решения Венского конгресса представляются вам наиболее важными? Почему? «8. Александр I критически относился к Людовику XVIII и считал его совершенно ничтожным человеком (по мнению многих, справедливо). Но всё же император России прислушался к Талейрану, который сказал: «Людовик XVIII — принцип, всё остальное — интрига». О каком принципе идёт речь? Почему он был так важен? 9. С опорой на карту расскажите о территориальных изменениях в Европе после Венского конгресса. Какие страны извлекли наибольшую выгоду? 10*. Когда Наполеон на сто дней вернулся в Париж, в его руки попал секретный франко-англо-австрийский договор, и император немедленно выслал его Александру I. Зачем он так поступил? Почему Александр I показал этот документ Меттерниху (тот первый и последний раз в жизни не нашёлся, что ответить), а затем сжёг его? 11*. Определите, о каких военных кампаниях идёт речь в отрывках из книги А. 3. Манфреда «Наполеон Бонапарт», своё мнение обоснуйте. Расставьте отрывки в хронологической последовательности. А. В ту пору, как шло медленное сосредоточение австрийских войск, вступивших на территорию Баварии, а из России подтягивалась армия, возглавляемая Кутузовым, Бонапарт стремительным маршем шёл навстречу врагу. Он хотел нанести удар австрийцам раньше, чем они сумеют объединиться с русской армией... Французы опередили австрийцев, и в середине октября корпуса Сульта, Нея и Ланна обошли с флангов австрийскую армию генерала Мака и принудили её отступить. Б. Едва лишь армия выступила в поход, как хвастливые возгласы смолкли. Эта армия привыкла отбивать шаг на плац-парадах, но была совершенно не подготовлена к современной войне. Громоздкая, неповоротливая, обременённая бесконечными обозами с провиантом, запасами снаряжения, офицерским добром, она двигалась с медлительностью, которая представлялась бы удивительной даже в семнадцатом столетии. Время, великие события конца XVIII в. прошли над Пруссией, не задев её, не наложив на страну никакого отпечатка. Со своим старым линейным построением, старым прусским чванством эта армия представляла собой далёкое прошлое, давно перевёрнутую страницу военной истории. После первых столкновений, сразу же принявших для пруссаков неблагоприятный оборот, через четыре дня произошло решающее сражение. В. Командование австро-русской армии, и прежде всего оба императора, предвкушавшие близкий, как им казалось, триумф, столкнувшись с тем, что сражение развёртывается совсем иначе, чем было предусмотрено диспозицией Вейротера, потеряло инициативу, а затем и управление боем. Всё смешалось. Связь между частями была нарушена, руководство операциями утрачено. Солдаты дрались мужественно; отдельные генералы, офицеры пытались спасти положение смелыми, тактически оправданными действиями, но изменить ход сражения было уже невозможно. Г. План этот был беспримерно дерзким. Он требовал невероятных усилий солдат, в особенности чтобы поднять на горы, а затем спустить вниз артиллерию. Бонапарт воодушевлял своих сподвижников доводом, что этим путём, через Альпы, шёл некогда знаменитый Ганнибал. Пример был достоин, бесспорно, подражания, соглашались генералы, но ведь Ганнибал не волочил через горы тяжёлую артиллерию! Д. Сражение продолжалось весь день с переменным успехом, и, когда сгустившиеся вечерние сумерки прервали битву, — противник стал неразличим, ни одна из сторон не знала, за кем же осталась победа. В сражении не было победителей: были только мёртвые, раненые и чудом уцелевшие смертельно измученные люди. Считали, что русские потеряли тридцать тысяч убитыми и ранеными, французы — соответственно двадцать тысяч. 12. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль русской армии в военных действиях 1813—1815 гг.». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.