Почему антиколониальные восстания XIX в. завершились неудачей? Какая роль отводилась Бахадур-шаху в восстании сипаев? Предположите, почему англичане решили арестовать его. 1. Что стало причиной восстания сипаев? 2. Чем закончилось это восстание? Какие страны участвовали в разделе Китая? Как они изображены на каикатуре? 1. Какие цели преследовали тайпины? Как отнеслись к их восстанию европейские державы? 2. Чем было вызвано восстание ихэтуаней? Почему оно потерпело поражение? Как художник изобразил сущность порфириата? Каково его отношение к изображённому на картине? 1. Чем характеризовался режим П. Диаса в Мексике? 2. Что такое компрадорская буржуазия? 1. Обратите внимание на картину В. В. Верещагина в начале параграфа. По свидетельству самого художника, сипаи боялись не самой смерти, а именно такой казни. Чем это можно объяснить? Соберите об этом дополнительную информацию. 2. Определите хронологическую последовательность следующих событий: 1) восстание ихэтуаней в Китае; 2) восстание сипаев в Индии; 3) борьба с англо-франко-испанской интервенцией в Мексике; 4) восстание тайпинов в Китае. 3. Сравните восстания сипаев и тайпинов, найдите общие черты и различия. Почему эти восстания потерпели поражения и какие последствия они имели? 4. Как вы думаете, какое из рассмотренных в параграфе выступлений получило в Европе название «Боксёрское восстание»? 5. Прочитайте стихотворение И. Бродского: В ночном саду под гроздью зреющего манго Максимильян танцует то, что станет танго. Тень возвращается подобьем бумеранга, температура, как под мышкой, тридцать шесть... В ночной тиши под сенью девственного леса Хуарец, действуя как двигатель прогресса, забывшим начисто, как выглядят два песо, пеонам новые винтовки выдаёт. Какие исторические деятели упомянуты в стихотворении? Какова была их дальнейшая судьба? 6*. Определите, о каких событиях и в каких странах идёт речь в отрывках из документов, свой выбор объясните. А. Власть царя, 92-летнего старика, существовала только в воображении; в действительности царствовал и повелевал один из его сыновей, Мирза-Могул, и по его-то приказаниям дарога, этот магистрат, учреждённый английским правительством, должен был. в присутствии нескольких заседателей, допрашивать всех пленных европейцев, осуждать на смерть каждого, кто только оказывал сопротивление индийцам, и щадить жизнь только тех, которые отрекались от Христа! Увы! Надо сознаться, что некоторые из наших соотечественников имели низость перейти в магометанство. Да простит их Бог! Б. Вы, народ, считаете, что мы расхитили ваше имущество, внесли раздор в ваши семьи. До сих пор не смолкает ропот обиженных. Вы не знаете, что в древнейшие времена, когда сменялись династии, люди, боровшиеся против прежней династии, при взятии городов убивали всех до единого, не оставляли даже собак и птиц, всё ценное сжигали, кровь текла рекою. Что касается нашей династии, то мы зря не убили ни одного человека. Разве завоеватели прежних времён раздавали одежду и пищу и следили за тем, чтобы всем досталось поровну? Если не верите, спросите у людей, знающих историю, или у седых старцев... [И тогда] вам многое станет понятно. 7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Восстания против колонизаторов в XIX в.». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 8*. Используя дополнительные источники информации, расскажите об одном из восстаний, о которых идёт речь в параграфе. Примерный план: причины и повод; ход событий и основные этапы (если можно выделить); причины поражения; последствия. 9*. Антиколониальные восстания вспыхивали в XIX в. и в других странах. Среди них наиболее известны восстания Дипонегоро в Индонезии и бабидские восстания в Иране. В первом случае речь идёт о национальном герое Индонезии, который почитается и сегодня, а во втором — о возникновении оригинальной религиозной системы. Подготовьте сообщения об этих событиях.