Какие основные идейные течения оформились во второй половине XIX в.? Какое влияние они оказали?
Что, по мнению автора статьи, является источником власти и закона в России?
Как вы понимаете словосочетание «всеобщая ассимиляция»? Какими методами, по мнению Леонтьева, она осуществлялась? Каково отношения Леонтьева к этому процессу? Происходят ли, на ваш взгляд, сегодня в мире процессы, подобные “всеобщей ассимиляции”?
Как автор оценивает парламентаризм?
Сформулируйте основные идеи представителей российского консерватизма второй половины XIX в. Ответ запишите в тетрадь в виде тезисов.
Как вы считаете, что способствовало распространению либеральных идей в России во второй половине XIX в.?
1. Из курса всеобщей истории вспомните основные положения утопического социализма.
2. В чём были особенности социалистических идей в России? Чем их можно
объяснить?
Предположите, как произошёл арест героя картины. Кто мог выдать его властям?
Почему?
Какие направления существовали в революционном народничестве? Каковы были основные идеи каждого из них? Укажите имена лидеров этих направлений. Ответ оформите в тетради в виде схемы.
Какой лозунг был у РСДРП? На основании этого лозунга сделайте вывод, интересы какого социального слоя стремилась защищать данная партия.
Какие легальные формы политической оппозиции существовали в России? Были ли они эффективными? Свой ответ подкрепите двумя-тремя аргументами.
На что рассчитывали члены революционных организаций, выбирая терроризм в качестве метода политической борьбы?
Кто преимущественно был приверженцем марксистских идей в России? Как вы думаете, почему?
Как вы понимаете термин «культурно-национальная автономия»? Кто был приверженцем идеи культурно-национальной автономии в Российской империи?
Сформулируйте основные положения теории культурно-исторических типов. Кто являлся её автором? Представителем какого направления общественной жизни 1860—1890-х гг. он был?
2. Прочитайте отрывок из письма государственного деятеля: «Я не могу успокоиться от страшного потрясения. Не могу отогнать от себя гнетущей меня заботы о Вас и о Вашей безопасности. Простите, что в эти скорбные часы прихожу к Вам со своим словом: ради Бога в эти первые дни царствования, которые будут иметь для Вас решительное значение, не упускайте ни одного случая заявлять свою личную решительную волю, прямо от Вас исходящую, чтобы все слышали и знали: „Я так хочу” или „Я не хочу этого”». Представителю какого направления общественной мысли оно принадлежит? Свой ответ докажите цитатами из текста.
3. Сформулируйте основные идеи представителей либерального направления общественной жизни в аграрном и рабочем вопросах. Почему позиции либералов ослабли после событий 1 марта 1881 г.?
4. Сформулируйте общие положения, характерные как для европейского, так и для «русского социализма». В чём заключалось отличие российской трактовки идей европейского социализма? Свой ответ аргументируйте.
5. Выделите основные этапы развития народничества в России. Проследите эволюцию народнических идей. Ответ оформите в тетради в виде таблицы.
6. Сравните две идеологии – народничество и марксизм – по самостоятельно определённым критериям. Результаты оформите в тетради в виде сравнительной таблицы.
7. Какие идеи могли привлечь в марксизме некоторых бывших народников?
8. Установите соответствие между названиями печатных изданий и направлениями общественной мысли, выразителями идей которых они являлись.
Запишите в таблицу в тетради выбранные цифры под соответствующими буквами.
9: Разделившись на группы, проведите в классе дебаты на тему «Точка зрения представителей основных направлений отечественной общественной мысли 1860—1890-х гг. по насущным вопросам, стоявшим в России в тот период».
Расположите в хронологической последовательности исторические события: 1) образование «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»; 2) «хождение в народ»: 3) І съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП); 4) убийство народовольцами Александра II.
1. В каком году произошло событие, о котором говорит прокурор?
2. Назовите не менее трёх результатов данного события.
3. Какая организация в тексте названа «злодейским тайным соединением»? Сформулируйте основные идеи данной организации. Перечислите способы достижения этих идей.
Раскройте смысл понятия «народничество». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.
1. Как реформы 1860—1870-х гг. повлияли на развитие общественного движения в России?
2. Представители каких социальных слоёв были главными меценатами в Санкт-Петербурге, а каких — в Москве? Оцените вклад меценатов второй половины XIX в. в развитие российского культурного фонда.
3. Соотнесите имя исторического деятеля с направлением общественного движения, к которому он принадлежал. Ответы запишите в таблице в тетради.
Имя
Направления
А) К. Победоносцев
Б) К. Кавелин
В) М. Бакунин
Г) Г. Плеханов
1) либерализм
2) народничество
3) марксизм
4) национализм
5) консерватизм
4. Соотнесите цитату с направлением общественного движения, к которому принадлежит её автор. Ответы запишите в таблице в тетради.
Цитата
А) При демократическом образе правления правителями становятся ловкие подбиратели голосов, с своими сторонниками, механики, искусно орудующие закулисными пружинами, которые приводят в движение кукол на арене демократических выборов.
Б) Как ни важен представляется мне вопрос о сохранении общинного землевладения, но всё-таки
Направление
4) «русский социализм»
составляет только одну сторону дела, к которому приналлежит. Как высшая гарантия благосостоя-принадлежит. Как высшая гарантия благосостояния людей, до которых относится, этот принцип получает смысл только тогда, когда уже даны другие, низшие гарантии благосостояния, нужные для доставления его действию простора.
В) …Работа… состоит… в распространении среди рабочих правильного понятия о современном об-шественно-экономическом строе, его основаниях и его развитии, о различных классах русского общества, об их взаимоотношении, о борьбе этих классов между собой, о роли рабочего класса в этой борьбе…
Г) Словом, мы должны делать то же и так же, как европейцы: путём науки, исследования, знания мы должны выдвинуть на первый план не то, чем мы сильны, а то, чем мы слабы… Только когда у нас разовьётся индивидуальное начало, когда народится и на Руси нравственная личность, может измениться и наша печальная ежедневная действительность.