Какие изменения в быту произошли во второй половине XIX в.? С чем это было связано?
Как изменился облик российский городов во второй половине XIX в.? Что повлияло на эти изменения?
Выясните, что такое эмансипация. Какие ещё шаги были сделаны в России во второй половине XIX в. в процессе эмансипации женщин?
Объясните ироничное отношение автора к конке.
Какие технические новшества появились в сфере связи? Подумайте, как они повлияли на развитие экономики.
1. Где и как располагались купеческие районы и какова была типичная архитектура особняков в этой части города?
2. Опишите быт купцов во второй половине XIX в. Можно ли утверждать, что в этот период грань между бытом и привычками богатых купцов и дворян стирается всё больше?
1. Кто проживал по окраинам губернских городов и в каких строениях?
2. Как различались одежда и быт представителей различных социальных слоёв?
Назовите изображённые на картине развлечения для посетителей гуляний.
Какую роль играли трактиры и рестораны в жизни горожан во второй половине XIX в.?
Какие изменения происходили в жизни крестьян? Как вы думаете, почему крестьянская жизнь менялась гораздо медленнее, нежели городская?
1. Предположите, какие профессии во второй половине XIX в. стали менее востребованными в связи с вхождением технических новшеств в повседневную жизнь населения. Какие профессии появились или стали более востребованными в связи с этим процессом?
2. Разделившись на группы, найдите в Интернете фотографии улиц и домов разных городов вашего региона второй половины XIX в. и сделайте вместе с одноклассниками на их основе презентацию-экскурсию.
3. Быт и привычки какого сословия, по вашему мнению, в наибольшей степени изменились во второй половине XIX в.? Перечислите эти изменения. С чем они были связаны?
4. Как менялась одежда горожан на протяжении второй половины XIX в.? Что влияло на изменение моды?
5. Как развитие промышленности повлияло на деревенский быт? Перечислите промышленные изделия, производство которых вызывало эти изменения.
Расположите в хронологической последовательности исторические события: 1) выпуск в России первой почтовой марки; 2) пуск первого электрического трамвая в Российской империи; 3) открытие первой электростанции в Москве; 4) открытие общественных телефонных станций в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и Риге.
1. В каком году открылось движение электрического трамвая в Москве?
2. Где пролегал первый трамвайный маршрут? Найдите конечные точки этого маршрута на современной карте Москвы. Какова была его протяжённость в километрах?
3. Опишите преимущества электрического трамвая перед конкой.
Раскройте смысл понятия «конка». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.
1. Сформулируйте главную особенность культурного пространства Российской империи второй половины XIX в., которая, по вашему мнению, является наиболее важ-ной.
2. Какие из приведённых памятников культуры были созданы во второй половине
XIX в.? Выберите два памятника культуры и запишите в тетради цифры, под которыми они указаны.
1) Балет «Лебединое озеро».
2) Роман «Евгений Онегин».
3. Соотнесите имя деятеля культуры с его изображением на с. 232. Ответы запишите в таблице в тетради.
Имена:
1) П. Чайковский; 2) А. Чехов; 3) Ф. Достоевский; 4) Л. Толстой; 5) А. Островский.
4. Соотнесите название произведения с именем его автора. Ответы запишите в таблице в тетради.
Названия
А) Роман «Отцы и дети»
Б) Роман «Обломов»
В) Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Г) Роман •История одного города»
Авторы
1) М. Салтыков-Щедрин
2) Н. Чернышевский
3) Н. Некрасов
4) И. Тургенев
5) И. Гончаров
5. Рассмотрите изображение на с. 233 и выберите верные суждения. Укажите их порядковые номера в тетради.
1) Марка посвящена русскому учёному, прославившемуся работами в области медицины. 2) Марка посвящена открытию в области химии. 3) На марке изображён учёный, получивший Нобелевскую премию. 4) Учёный, изображённый на марке, занимался также вопросами демографии (народонаселения). 5) На марке изображён путешественник, исследовавший Уссурийский край, Монголию, Китай и Среднюю Азию.
Какие музыкальные произведения композитора принесли ему славу? В чём их популярность? Какой вклад в развитие мирового музыкального искусства внёс П. Чайковский?