Почему в США произошла Гражданская война?
Гражданская война в США произошла потому, что экономические, политические и культурные интересы Севера и Юга стали несовместимы: юг был аграрным регионом, экономически зависящим от рабовладения и экспорта хлопка, север развивал промышленность и опирался на свободный наёмный труд; спор о том, разрешать ли рабство в новых территориях и штатах, постоянно обострял политическую конкуренцию в Конгрессе и подрывал доверие между регионами. Нарастающая политическая поляризация, кризис системы компенсаций (типа Миссурийского компромисса), «Кровавый Канзас», усиление аболиционизма и радикальные акции (например, рейд Джона Брауна) привели к тому, что компромиссы исчерпали себя, и после избрания Линкольна южные штаты выбрали сеcession и вооружённое столкновение.
В чём различие подходов Диккенса и Токвиля?
Подходы Ч. Диккенса и А. де Токвиля различались горизонтом наблюдения и целью оценки: Диккенс констатировал видимое «здесь и сейчас», сосредоточившись на личных впечатлениях от американской повседневности, на пороках и противоречиях общества; Токвиль стремился понять историческую тенденцию и значение быстро распространяющейся демократии, анализировал политическую систему, федерализм и роль общественных объединений как структур гражданского общества. В результате Диккенс жаловался на поверхностные и нравственные недостатки, тогда как Токвиль видел институты и процессы, формирующие будущее политическое устройство.
Используя дополнительные источники информации, выясните происхождение названия картины и объясните, что оно обозначает.
Название картины Эмануэля Лойце восходит к строкам стихотворения Дж. Беркли и стало символом идеи «явного предначертания» — веры в богоуготованную миссию американской нации осваивать Запад. Лойце в 1861 году изобразил пионеров, повозки и проводников, указывающих на Тихоокеанское побережье; картина служит визуальной аллегорией экспансии и американской исключительности, идеологически связаной с Manifest Destiny.
Какова роль фронтира в истории США?
Фронтир в истории США играл роль «социального предохранителя» и экономического магнитa: быстрый массовый отток на запад снижал внутреннее социальное напряжение, давал возможность людям менять положение, приобретать землю и начинать заново; географическая мобильность способствовала более гибкой социальной структуре без крепких сословных пережитков и ускоряла демократические преобразования, но одновременно создавалась идеология экспансии и конфликта за новые территории.
Охарактеризуйте закон о переселении индейцев генерала Э. Джексона.
Закон о переселении индейцев, принятый при Эндрю Джексоне в 1830 году, легализовал принудительное перемещение коренных народов с плодородных юго-восточных земель в «Индийскую территорию» к западу от Миссисипи; на практике это сопровождалось депортациями, насилием, плохими условиями маршов и высокой смертностью (так называемая «Дорога слёз»), многим племенам были нанесены катастрофические утраты населения и культуры.
Охарактеризуйте доктрину Монро идоктрину «явного предначертания».
Доктрина Монро (1823) провозгласила, что Западное полушарие не должно становиться объектом новой европейской колонизации и что любое вмешательство европейских держав в дела американских республик будет рассматриваться как враждебный акт в отношении США; на практике это обозначило стремление США создать сферу влияния в Америке. Доктрина «явного предначертания» (Manifest Destiny) выражала идею, что распространение США на запад было не просто политически выгодным, но предопределённым историей и даже волей Божьей; эта идеология оправдывала захват территорий и экспансию за счёт коренных народов и соседних государств.
На основании выдержек из объявлений в американских газетах о поисках сбежавших рабов сделайте выводы об их положении в обществе Юга.
Выдержки из объявлений о побегах рабов показывают низкое правовое и социальное положение беглых: за ними охотились и жестоко наказывали, их описывали как товар (сошло на рекламу «вознаграждений»), применялись пытки и клеймение, что свидетельствует о системной депривации прав, о криминализации бегства и о бытовой жестокости рабовладельческого строя на Юге.
Почему конфликт между Севером и Югом не начался раньше?
Конфликт между Севером и Югом не начался раньше потому, что в первые десятилетия существовали политические механизмы и компромиссы (например, Миссурийский компромисс 1820 г.), экономические и торговые связи связывали интересы регионов, а баланс сил в федеральных институтах позволял оттягивать рёбра конфронтации. По мере расширения территории, усиления идеологических движений (аболиционизм), роста разделения экономических интересов и исчезновения возможностей для компромиссов давление на систему росло до критической точки, где мирные договорённости уже не удерживали Союз.
Каковы причины Гражданской войны?
Причины Гражданской войны суммируются в двух взаимосвязанных группах: на первом плане стоял спор о рабстве и об его распространении в новые территории, на втором — экономические и политические противоречия между аграрным Югом и индустриальным Севером, подкреплённые культурными различиями и растущим политическим секционализмом; окончательным катализатором стали провалившиеся компромиссы и выборы, которые показали, что дальнейшее совместное существование по существующим правилам стало невозможным.
1. Выясните, какому событию посвящена марка, в чём его значение.
Марка посвящена столетнему юбилею капитуляции армии Конфедерации под командованием генерала Ли в Аппоматтоксе (Appomattox Court House), т.е. символическому завершению Гражданской войны. Капитуляция Ли перед генералом Грантом 9 апреля 1865 года считается моментом фактического окончания военных действий и начала процесса воссоединения Союза.
2. Что за высказывание на ней приведено? Кому оно принадлежит и в чём его смысл?
На марке напечатана фраза “With malice toward none…” (буквально: «без злобы к кому-либо»). Это высказывание принадлежит президенту Аврааму Линкольну, оно взято из его Второй инаугурационной речи 4 марта 1865 года. Смысл выражения: призыв к милосердию, примирению и объединению после разрушительной гражданской войны — призыв к тому, чтобы не питать зла даже к побеждённым, но относиться к ним справедливо и по-человечески.
1. Каким образом происходил территориальный рост США?
Территориальный рост США происходил как путём крупных покупок и договорных передач территории, так и путём аннексий и войн: покупка Луизианы у Франции (1803), передача Флориды по договору с Испанией (1819), аннексия Техаса (1845), оспаривание и переговоры за Орегон (1846), победа в войне с Мексикой и завоевание Калифорнии и Нью-Мексико по миру 1848 года, затем Гадсденова покупка, в конце XIX века приобретение Аляски у России (1867). Одновременно происходила активная колонизация фронтира переселенцами, что фактически расширяло контроль США на запад.
2. Почему сохранение рабства препятствовало прогрессу в экономике и политике? Дайте развёрнутый ответ.
Сохранение рабства мешало экономическому и политическому прогрессу тем, что искажало структуру экономики, препятствовало развитию свободного рынка труда и индустриализации, концентрировало богатство и политическую власть в руках плантационной элиты, делало инновации и капиталовложения менее выгодными в южной экономике, отпугивало свободных иммигрантов и тормозило формирование массового городского рынка. Политически рабовладение усиливало секционализм, блокировало единые федеральные реформы в налоговой, инфраструктурной и торговой сферах, приводило к постоянным конфликтам вокруг расширения институтов рабства в новые территории, что подрывало эффективность государственного управления и национальную солидарность.
3. Каковы причины Гражданской войны в США? Назовите её особенности и результаты.
Причины Гражданской войны объединяются в три взаимосвязанные группы: экономические противоречия между аграрным, опиравшимся на рабский труд Югом и индустриальным Севером; политическая борьба вокруг статуса рабства в новых территориях и штатов (борьба за контроль в Конгрессе и Верховном суде); идеологические и культурные различия, воинственный регионализм и конкуренцию за землю на фронтире. Особенности войны: широкомасштабная мобилизация ресурсов обеих сторон, современное вооружение и коммуникации (железные дороги, телеграф), применение тактики «тотальной войны», массовые потери и значительное воздействие на гражданское население. Результаты: сохранение Союза, юридическое и политическое уничтожение рабства (13-я поправка 1865 г.), усиление федеральной власти, экономическая и социальная перестройка Юга и ускорение индустриализации Севера; длительный и тяжёлый период Реконструкции и долгосрочные проблемы расовой дискриминации.
4. Сравните особенности исторического развития США и европейских стран, например Англии и Франции. В чём вы видите черты сходства и различия в экономике, политике, социальных отношениях?
Сравнение с Англией и Францией показывает общее направление индустриализации, урбанизации и расширения политических прав, но существенные различия в темпах и институтах. В США демократизация шла быстрее, отсутствие феодальных пережитков и большой фронтир давали высокую социальную мобильность; политическая модель США представляла федеративную республику с сильными демократическими институтами, тогда как Англия развивала конституционный механизм парламентского правления и постепенные реформы, а Франция переживала циклы революций и смену режимов. Экономически США сочетали быстрорастущую промышленность с аграрными регионами, не имевшими в той же мере крупной титулованной аристократии; в Европе аристократические и бюрократические структуры сохраняли больше влияния.
5. Увидев на рейде Нью-Йорка в 1863 г. российские корабли, американский морской министр записал в дневнике: «Господь, благослови русских!» Подготовьте презентацию, в которой выясните, как и почему они там оказались и прав ли был министр, оценивая это как поддержку.
6. Опираясь на карту 4 (Приложение), составьте хронологическую таблицу сражений с указанием исходов каждого из них.
Хронологическая таблица основных сражений Гражданской войны с исходами, составленная по общепринятой хронологии: Форт Самтер, апрель 1861, исход — падение форта и формальное начало войны; Первая битва при Булл-Ране (Манассас), 21 июля 1861, исход — победа Конфедерации; Шайло, 6–7 апреля 1862, исход — победа Союза с большими потерями; Антиетам, 17 сентября 1862, исход — тактически ничья, стратегическое преимущество у Союза; Фредериксберг, декабрь 1862, исход — победа Конфедерации; Чанселорсвилл, май 1863, исход — победа Конфедерации; Виксбург, 4 июля 1863, исход — капитуляция Виксбурга и стратегическая победа Союза; Геттисберг, 1–3 июля 1863, исход — решающая победа Союза; Чаттануга, ноябрь 1863, исход — победа Союза; Марш Шермана к морю, ноябрь–декабрь 1864, исход — стратегическая победа Союза; Аппоматтокс, 9 апреля 1865, исход — капитуляция армии Ли, фактическое завершение войны. Если требуется, можно расширить таблицу, добавив координаты и карты для каждой битвы.
Расположите в хронологической последовательности события: 1) битва при Геттисберге; 2) доктрина Монро; 3) Миссурийский компромисс; 4) начало Гражданской войны; 5) покупка США Луизианы.
Луизианы (5), Миссурийский компромисс (3), доктрина Монро (2), начало Гражданской войны (4), битва при Геттисберге (1).
1. Сравните два документа. Есть ли противоречия между ними?
В речи 1858 года Линкольн прямо говорит, что не выступает за равенство белых и черных, что он считает их разными по положению, хотя и признает, что негры не должны быть полностью лишены прав. В Прокламации 1862 года он уже объявляет рабов свободными, но только в тех штатах, которые находились в мятеже против Союза. Противоречие видно: сначала он отказывается от идеи равенства, а позже выступает с решением, которое фактически направлено на освобождение рабов. Но здесь важно понять контекст. Линкольн как политик в 1858 году пытался заручиться поддержкой белых избирателей и поэтому говорил осторожно. В 1862 году он уже руководствовался интересами государства во время Гражданской войны.
2. Какими мотивами руководствовался А. Линкольн, освобождая рабов?
Главный мотив Прокламации заключался в том, чтобы ослабить южные штаты, лишив их рабочей силы и морального преимущества, и одновременно заручиться поддержкой аболиционистов и союзников за границей, прежде всего Великобритании и Франции, где рабство осуждалось.
3. Означала ли «Прокламация» полную и повсеместную отмену рабства в США или преследовала конкретные политические цели?
Прокламация не означала полной и повсеместной отмены рабства. Она распространялась только на территории мятежных штатов. В тех же регионах, которые оставались лояльными Союзу (например, в рабовладельческих приграничных штатах), рабство сохранялось. Полная отмена рабства произошла лишь в 1865 году с принятием 13-й поправки к Конституции США.
Раскройте смысл понятия «гомстед-акт». Приведите один исторический факт, конкретизирующий это понятие. Приведённый факт не должен содержаться в определении понятия.
Гомстед-акт — это закон, принятый в США в 1862 году, который предоставлял каждому гражданину или желающему им стать бесплатно участок земли размером 160 акров при условии, что он будет обрабатывать его и жить на нём в течение пяти лет.
Исторический факт: благодаря этому закону сотни тысяч переселенцев устремились на Запад, осваивая новые территории, например, Канзас и Небраску, что ускорило продвижение границы освоенных земель.
1. Обратитесь к цитатам в начале главы II. Покажите на конкретных примерах из материала главы, когда удавалось организовать «всеобъемлющее сопротивление» «революционному духу», а когда прав оказывался Мадзини.
«Всеобъемлющее сопротивление» революциям проявилось, например, после Венского конгресса 1815 года, когда Священный союз стремился подавить любые революционные выступления. Так было при подавлении восстаний в Италии в 1820–1821 гг. и в Испании в 1823 г., когда европейские монархии выступили единым фронтом против революционного движения. Мадзини оказался прав в том смысле, что полностью остановить революционный дух оказалось невозможно: новые восстания возникали снова, и революции 1830 г., а затем и 1848 г. подтвердили его слова.
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события: 1) принятие в США доктрины Монро; 2) Битва народов под Лейпцигом; 3) провозглашение Австрийской империи; 4) Июльская революция во Франции.
Битва народов под Лейпцигом (1813)
Принятие доктрины Монро (1823)
Провозглашение Австрийской империи (1804)
Июльская революция во Франции (1830)
3. Что из перечисленного относится к предпосылкам европейских революций 1848— 1849 гг.: 1) недовольство неудачами во внешней политике; 2) предшествовавшие революции неурожаи; 3) рост налогов; 4) нерешённость социального вопроса; 5) узость избирательного права?
Подходят пункты 2) неурожаи, 3) рост налогов, 4) нерешённость социального вопроса, 5) узость избирательного права.
4. С какими обстоятельствами были связаны разные темпы развития промышленной революции в различных странах Европы и в США?
Темпы различались из-за уровня первоначального капитала, наличия природных ресурсов, уровня развития сельского хозяйства и инфраструктуры, а также политических условий. Великобритания опережала остальных благодаря колониям, сырью и стабильной банковской системе. США развивались быстро из-за богатых ресурсов и свободных земель, но медленнее в начале XIX века из-за нехватки рабочих рук и промышленной традиции. В странах Европы развитие зависело от того, насколько крепко там сохранялись феодальные порядки.
5. Польское восстание 1830 г. было особенно горячо поддержано во Франции, поскольку поляки распускали слухи, что оно сорвало якобы существовавшие планы Николая I подавить Июльскую революцию. Прочитайте стихотворение А. Пушкина «Клеветникам России», обращённое к французским депутатам. В чём упрекает их поэт?
Пушкин упрекает их в лицемерии и вмешательстве во внутренние дела России. Он заявляет, что Россия сама разберётся со своими соседями и что иностранцам не следует учить её, как управлять своими землями.
6. Прочитайте текст, который содержит 7 фактических ошибок.
Началу революций 1848 .г в Европе способствовали неурожаи и низкие темпы промышленного переворота. Во всех странах Европы главной ударной силой революций был рабочий класс, а их целью являлись демократизация политической системы и решение общего для всех социального вопроса. Однако ни водной стране в холе революции рабочим не было сделано никаких уступок. Крестьяне также повсеместно ничего от революции не выиграли. Успех сопутствовал лишь либеральной буржуазии, главными требованиями которой являлись введение конституционных свободы и установление республики: во всех государствах по итогам революции были введены конституции. Но национальные цели, к которым также стремилась буржуазия, не были достигнуты.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите в тетради в виде таблицы (обязательно заполните обе колонки).
Ошибка Исправление Низкие темпы промышленного переворота Наоборот, быстрые темпы промышленного переворота Главной силой революций был рабочий класс Главной силой были крестьяне и горожане, рабочие только начинали играть роль Целью революций было решение социального вопроса Целью было решение политических и национальных вопросов Рабочим не сделали уступок В некоторых странах рабочим сделали уступки, например, ограничили рабочий день Крестьяне ничего не выиграли В ряде стран крестьяне получили отмену крепостных повинностей Успех сопутствовал лишь либеральной буржуазии Успех буржуазии был частичным и временным Во всех государствах ввели конституции Конституции ввели не во всех, а лишь в части стран и они не всегда сохранялись
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами. Почему политическое развитие Великобритании шло путём реформ, а не революций?
Великобритания шла путём реформ, потому что у неё была устойчивая парламентская система, которая позволяла постепенно вносить изменения в политическую жизнь. Здесь действовала традиция компромисса между монархией, парламентом и обществом. Экономическая мощь страны и интересы буржуазии также поддерживали эволюционный путь. Наконец, реформы, такие как избирательные реформы 1832 и 1867 годов, позволяли снимать социальное напряжение и не доводить дело до революции.