1. Какие факторы повлияли на формирование революционного движения в 30—40е гг. XIX в.? 2. Почему именно в среде университетской молодёжи возникали многие революционные кружки? 1. Почему западников и славянофилов называют либералами? 2. Представляли ли опасность для власти общественные движения? Аргументируйте свой ответ. На обложке «Полярной звезды» был изображен Карл Маркс, а название газеты «Колокол» символизировало пробуждение общественного сознания и призыв к борьбе за свободу. Кто и почему был изображён на обложке «Полярной звезды»? Что символизирует название газеты «Колокол»? 1. Чем была вызвана перемена во взглядах А. И. Герцена? 2. Почему А. И. Герцен считал крестьянскую общину зародышем социализма? 1. Сформулируйте главный вопрос урока на основе текста в начале параграфа. 2. Заполните таблицу «Направления общественной мысли первой половины XIX в.». Основные положения Западники Славянофилы Револю Проекты ционное правительнаправ ственной ление бюрократии Представители Взгляды на государственную власть (самодержавие) Отношение к крепостному праву Представления о прошлом России Представления о будущем России 3. Охарактеризуйте новую формировавшуюся прослойку общества — разночинцев. 4. Почему теория «русского (общинного) социализма» А. И. Герцена представляла собой утопию? Свой ответ обоснуйте. 5. Почему, несмотря на все меры по борьбе с вольнодумством, предпринятые правительством, в 1830—1840е гг. оживилось общественное движение? 6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока. 1. С чем была связана юношеская клятва А. И. Герцена и Н. П. Огарёва? 2. Что означает выражение «цивилизационное одиночество России» в «Философическом письме» П. Я. Чаадаева? 3. Какую роле в жизни Ф. М. Достоевского сыграло его членство в организации петрашевцев? 4. Почему славянофилы рассматривали общину как лучшую форму человеческого общежития? 5. Почему А. И. Герцена можно назвать первым деятелем русской политической эмиграции? 1. На основе изученного материала и текста в начале главы сформулируйте главный вопрос главы. 2. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос главы. Изложите его в форме развёрнутого плана. 3. Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Друзьям»: Нет, я не льстец, когда царю Хвалу свободную слагаю: Я смело чувства выражаю. Языком сердца говорю. Его я просто полюбил: Он бодро, честно правит нами; Россию вдруг он оживил Войной, надеждами, трудами. Приведите примеры, подтверждающие характеристику Николая I , данную поэтом. 4. В своих мемуарах А. О. Смирнова-Россет приводит рассказ: «Государь сказал Киселёву: "Пора мне заняться нашими крестьянами... Я не хочу разорять дворян. В 1812 г. они сослужили службу, жертвовали и кровью и деньгами... Я хочу отпустить крестьян с землёй, но так, чтобы крестьянин не смел отлучаться из деревни без спросу у барина или управляющего: дать личную свободу народу, который привык к долголетнему рабству, опасно. Я начну с инвентарей; крестьянин должен работать на барина три дня и три дня на себя; для выкупа земли, которую он имеет, он должен будет платить известную сумму по качеству земли, и надобно выплатить в несколько лет, земля будет его. Я думаю, что надобно сохранить мирскую поруку, а подати должны быть поменее"». В чём заключалась противоречивость предложенного императором решения крестьянского вопроса? 5. Раскройте значение выражения П. А. Валуева о государственном управлении при Николае I : «Сверху блеск, а внизу гниль». 6. Составьте самостоятельно задания на закрепление материала главы.