1. Какие причины обусловили зарождение и становление организованного общественного движения? 2. Как вы понимаете выражение «русский консерватизм»? Какие идеи в нём преобладали? 1. Что оказало влияние на формирование взглядов прогрессивной дворянской молодёжи? 2. В чём не совпадали цели участников «Союза спасения» и «Союза благоденствия»? 1. Какие обстоятельства привели к срыву плана восстания? 2. Что, по вашему мнению, не учли декабристы при подготовке к восстанию, закончившемуся трагически? 1. Сформулируйте главный вопрос урока на основании иллюстрации и текста в начале параграфа. 2. Подготовьте сообщение на тему «Н. М. Карамзин: государственный деятель, писатель, историк». 3. Заполните таблицу «Общественное движение». Представления Консерваторы Декабристы О государственной власти О крепостном праве О методах достижения целей 4. Что обусловило появление тайных революционных организаций? 5. Почему революционные идеи зародились среди представителей привилегированного сословия — дворянства? 6. Соотнесите даты на ленте времени с событиями. 7. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока. 1. Какие проекты реформ, разработанных правительством, совпадали с положениями программных документов декабристов? 2. Какую роль играли масоны и масонские организации в России в первой половине XIX в.? 3. Как проходили следствие и суд над декабристами? Какие события, связанные с ними, вызвали общественный резонанс? 4. В чём проявилось сходство программ декабристов и целей участников Великой французской революции? 1. Для чего, по мнению Карамзина, нужна самодержавная власть? 2. Какую роль в жизни государства, по мнению автора, играет дворянство? 3. Что предлагает сделать автор для укрепления государственности? 1. Охарактеризуйте отношение членов тайных обществ к дворянству и крестьянству. 2. Какой из документов содержит более радикальные положения? 3. Какие предложения были высказаны авторами документов относительно будущего имущественного положения крестьян? 1. На основе изученного материала и текста в начале главы сформулируйте главный вопрос главы. 2. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос главы. Изложите его в форме развёрнутого плана. 3. Прочитайте эпиграмму неизвестного автора на М. М. Сперанского, написанную в 1809 г. Велики чудеса Сперанский нам явил, Науками он вдруг дворян всех задавил. Сперанский выдумал учить и стариков, И хочет делать он из мухи пауков. Велик он стал теперь, хотя и сын поповский; Но, к сожалению, в нём разум не отцовский; Громаду света он возомнил переменить, Чтоб в хаосе таком навек себя затмить. Что в деятельности М. М. Сперанского вызывает неприятие у автора эпиграммы? 4. Организуйте дискуссию на тему «Самодержавие в первой четверти XIX в. в представлениях консерваторов и революционеров: залог стабильности или препятствие в прогрессивном развитии?». 5. Как связаны история страны и вашего края в первой четверти XIX в. (места сражений, государственные деятели и т. п.)? 6. Составьте самостоятельно задания на закрепление материала о внешней политике России в первой четверти XIX в