1. Охарактеризуйте уровень образования в стране в начале XX в. 2. Какие изменения произошли в системе народного просвещения? 1. Какие достижения русской научной мысли способствовали развитию научно-технического прогресса? 2. Какие достижения российских учёных получили мировое признание? 3. В чем заслуга российских мореплавателей и учёных, осваивавших Арктику? 1. Какие явления в жизни общества отражали представители реалистического искусства? 2. Как вы думаете, почему художники обращались к историческим сюжетам? 1. Как вы понимаете выражение «революционеры в искусстве»? 2. В чем состояли различия между символистами и реалистами? 1. Каковы основы театральной системы Станиславского? 2. О каких переменах в обществе свидетельствовал тот факт, что Театр современного репертуара создала и возглавила женщина? 1. Какой вклад в популяризацию отечественного искусства внёс С. П. Дягилев? 2. Дайте определение понятия «Серебряный век русской культуры». 1. Что включала в себя городская культурно-информационная среда? 2. Каковы особенности неорусского стиля и модерна в архитектуре? 1. Сформулируйте главный вопрос урока на основе иллюстраций и текста в начале параграфа. 2. Заполните таблицу «Достижения культуры Серебряного века». Вид искусства Автор Произведения 3. Какую роль в культуре России начала XX в. играл модернизм? 4. Какие темы волновали писателей, поэтов, скульпторов, художников в начале XX в.? Приведите примеры. 5. Объясните высказывание К. С. Станиславского: «Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр». Удалось ли достичь поставленной цели? 6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока. 1. Какую роль в развитии социокультурной среды столиц и провинции играли библиотеки и музеи? Какие музеи и библиотеки были открыты в вашем крае? 2. Какую роль в развитии культуры начала XX в. сыграли меценаты? Расскажите об известных российских и региональных филантропах. 3. Как отражены в российской культуре революционные процессы начала XX в.? 4. Некоторые учёные считают, что в начале XX в. сформировались национальные особенности русской культуры: в живописи, балете, музыке. Согласны ли вы с этим мнением? Свои ответ аргументируйте. 5. Когда в России появился кинематограф? Какие фильмы предлагали зрителю начала XX в.? 6. Как развивалось образование в вашем крае в начале XX в.? 1. Заполните сравнительную таблицу «Внутренняя и внешняя политика Александра III и Николая II ». Политика Александр III Николай II Внутренняя Внешняя 2. Какая из оппозиционных партий добилась наибольших успехов в годы Первой российской революции? 3. Какие социально-экономические проблемы Российской империи активно обсуждались в публицистике в начале XX в.? 4. Проведите дискуссию на тему «Революция 1905—1907 гг.: её оценка современниками событий и учёными современности». 5. Подготовьте сообщение о визитах иностранных монархов и высших государственных сановников в Россию. Имели ли последствия контакты российских и европейских деятелей? 6. Мнения учёных по оценке эффективности реформы П. А. Столыпина разделились. Какие аргументы они могли привести в защиту своей позиции? 7. Составьте самостоятельно тесты для контроля и закрепления материала параграфа. 8. Как вы думаете, существует ли взаимосвязь между незавершённой модернизацией и революцией? Свой ответ обоснуйте. 9. Программа какой партии была наиболее созвучна реформам П. А. Столыпина? Свой ответ обоснуйте. 10. Некоторые учёные считают, что культура Серебряного века — это культура декаданса (упадничества), другие сравнивают её с культурой Ренессанса. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Свой ответ обоснуйте.